thematical forum

forum dedicated political and social problems


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Международное право и около него

На страницу : Предыдущий  1, 2, 3, 4, 5, 6  Следующий

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 3 из 6]

Admin


Admin
Международное сообщество расценило российское вторжение в Крым как нарушение международного права. Об этом с самого начала волнений в автономной республике, вспыхнувших после смены центральной власти в Украине, заявили представители США и стран Евросоюза.

Василий Филиппчук – бывший дипломат и директор департамента евроинтеграции кабинета министров Украины, а ныне – исполнительный директор киевского Международного центра перспективных исследований прокомментировал международно-правовые аспекты крымского кризиса для Русской службы «Голоса Америки».
http://www.golos-ameriki.ru/content/russia-ukraine-ex-diplomat/1870027.html

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
ВЕНА/КИЕВ (Рейтер) - Украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ, один из самых влиятельных "олигархов" Украины, имеющий тесные связи в России через свои газовые активы, был арестован в Австрии по просьбе США, сообщили в четверг правительственные источники.

Австрийское федеральное агентство по борьбе с преступностью, заявило, что 48-летний Фирташ был задержан по подозрению в нарушении законов о взяточничестве и создании преступной организации в ходе сделок за рубежом.

Украинский МИД подтвердил задержание.

"По данным нашего посольства в Австрии, Дмитрий Фирташ был задержан 12 марта в Вене по запросу Федерального бюро расследований США. Сейчас он находится в пенитенциарном учреждении", - сказал Рейтер пресс-секретарь МИД.
http://ru.reuters.com/article/topNews/idRUMSEA2C01Y20140313

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
Совет национальной безопасности Украины объявил в четверг об эвакуации из Крыма украинских граждан, вывода с его территории украинских военнослужащих и заявил о намерении обратиться к ООН с просьбой объявить Крым демилитаризованной зоной.
Тем временем, Верховная Рада приняла в первом чтении закон о Крыме, в котором полуостров признается в качестве оккупированной территории.
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2014/03/140320_occupation_crimea_expert.shtml

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
Обосновывая присоединение Крыма к России, Владимир Путин Нажать в качестве одного из главных аргументов сослался на волю жителей полуострова.
В ходе референдума 16 марта, по официальным данным, свыше 96% его участников высказались за вхождение в РФ.
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2014/03/140320_referendun_effectiveness.shtml

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
ГААГА — «Встретимся в суде в Гааге!» – эту фразу нередко можно услышать в ходе сопряженных с насилием конфликтов в адрес тех, кого считают ответственными за насилие. В последние два месяца подобные высказывания появлялись в Интернете в адрес Виктора Януковича, Владимира Путина, представителей нового правительства Украины.

О том, кто реально может попасть на скамью подсудимых в Международном уголовном суде, нам рассказала в Гааге прокурор Фату Бенсуда.
http://www.golos-ameriki.ru/content/international-criminal-court-/1875790.html

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
БЕЛЫЙ ДОМ — Белый дом сообщил, что США не намерены выдать визу послу Ирана в ООН. Это довольно редкое решение прокомментировал пресс-секретарь Белого дома Джей Карни, заявив, что администрация Обамы в случае с Хамидом Абуталеби уже «проинформировала ООН и Иран».

Решение американских властей обосновано тем, что Абуталеби принимал участие в штурме посольства США в Тегеране в 1979 году. Тогда в заложниках оказались 52 американца, которые провели в заключении 444 дня.

Конгресс США одобрил законопроект, воспрещающий въезд на территорию страны любым представителям ООН, участвовавшим в актах шпионажа и терроризма, а также тем, кто может подвергать риску национальную безопасность. Законопроект должен быть подписан президентом.

Джей Карни не сообщил о намерениях президента в отношении этого законопроекта. По словам пресс-секретаря Белого дома, президент согласен с основными положениями этого документа.

«Мы вели переговоры с иранцами на нескольких уровнях и четко дали понять нашу позицию по данной кандидатуре – этот выбор не удовлетворителен», – пояснил Карни.

Хамид Абуталеби отрицает свое участие в штурме посольства и захвате американских заложников, утверждая, что он только помогал переводить на английский и вести переговоры с захваченными сотрудниками дипмиссии.

Представители США в пятницу заявили, что они не ожидают, что решение об отказе во въезде в США Абуталеби повлияет на готовящиеся переговоры с Тегераном.

Глава иранской миссии в ООН в заявлении охарактеризовал решение США как «достойное сожаления», заявив, что оно нарушает международное законодательство и право суверенного государства назначать посла в ООН.

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
Включение в "черный список" Евросоюза не помешало спикеру Госдумы Сергею Нарышкину благополучно съездить в Париж, где он принял участие в мероприятиях, приуроченных к 100-летию Первой мировой войны.
Как говорится в сообщении на официальном сайте нижней палаты российского парламента, 14 апреля Нарышкин провел международный круглый стол на тему "Первая мировая война: культура и память". В дискуссии участвовали представители 10 стран Европы.
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2014/04/140415_naryshkin_paris_allowed.shtml

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
Каспийское море: процесс выработки правового статуса остается в тупике

16 мая, 2012 | Автор: Кольчугин Н.П. | Напечатать эту статью

В настоящее время Каспийский регион является формирующимся субъектом мировой геополитики, экономики и транспортных коммуникаций. Каспий стал местом соприкосновения, сближения и одновременно разъединения таких разных по политическому и религиозно-культурному строю государств, как Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркмения.

Процесс выработки правового статуса Каспийского моря слишком затянулся и, как считают многие эксперты, подписание Конвенции о правовом статусе Каспия в ближайшей перспективе маловероятно. Тем не менее, похоже, что политиков всех без исключения стран «пятерки» больше интересуют сиюминутные выгоды от использования каспийской нефти. Озабоченность прикаспийских стран исключительно нефтегазовыми доходами сильно бьет по экологии Каспия, но не только. Неуемные углеводородные аппетиты отдельных стран стали главным яблоком раздора в политических отношениях прикаспийских государств.

Речь идет не взаимных претензиях членов «каспийской семьи» друг к другу, а о серьезных экономических противоречиях и дипломатических разногласиях между ними, не позволяющих коллективно, всеми пятью голосами решать общие, по сути хозяйственные, проблемы Каспийского бассейна. Отсутствие единства позиций «пятерки» проявляется практически во всех сферах каспийского взаимодействия, а реальность выхода из Каспийского «тупика» вызывает все больше сомнений. На это указывают, в том числе, и результаты выполнения участниками каспийского диалога, решений и поручений своих президентов, принятых на последнем саммите в Баку в ноябре 2010 года.

Решения и поручения Бакинского саммита

Саммит глав прикаспийских государств состоялся в Баку 18 ноября 2010 года. Как и следовало ожидать, он не стал решающим в окончательном урегулировании главного каспийского вопроса – определении правового статуса Каспия. И здесь в очередной раз столкнулись неуступчивая позиция Ирана и консолидированное мнение Азербайджана, Казахстана и России, которые, стремятся сделать основой для решения этого вопроса заключенные между собой двусторонние договора о разграничении дна моря. Традиционный нейтралитет Туркменистана не помог сблизить их позиции. Вместе с тем в отличие от двух предыдущих саммитов итоги Бакинской встречи позволяют утверждать о заметном продвижении «пятерки» в этом направлении.

Во-первых, как следует из итогового заявления глав государств, они подтверждают признание суверенных прав каждой стороны в отношении Каспийского моря и его ресурсов, что подчеркивает их общую заинтересованность в завершении работы над Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря. Стороны приняли решение поручить соответствующим ведомствам в трехмесячный срок обсудить и согласовать ширину национальных зон, исходя из 24-25 миль, включающих водное пространство, на которое распространяется суверенитет прибрежных государств. Предполагалось, что положительное решение данного вопроса станет заметным шагом вперед в определении правового статуса и раздела дна и акватории Каспия. По мнению президента России Дмитрия Медведева , это значило, что стороны выйдут на полноценное соглашение о статусе Каспийского моря, которое смогут подписать в следующем (2011) году в России.

Во-вторых, было принято решение относительно ежегодного проведения саммитов глав прикаспийских государств. Отметим, что ранее подобные встречи проводились крайне редко, а саммит в Баку был всего лишь третьим в истории каспийского сотрудничества пяти государств (1-й саммит прошел в Ашхабаде в 2002 году, 2-й — в Тегеране в 2007 году). При этом было решено провести следующий саммит в 2011 году в России. Работа Специальной рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря и проведение других встреч на уровне представителей внешнеполитических ведомств пяти стран должны были подготовить для планируемого тогда Российского саммита соответствующую позитивную базу. Тем самым стороны пришли к единому пониманию необходимости проведения переговоров на высшем уровне по решению каспийского вопроса на максимально системной основе.

В-третьих, президенты пяти государств подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, которое регулирует вопросы борьбы с терроризмом, организованной преступностью, контрабандой оружия, наркотиков и ядерных технологий, захватом судов, нелегальной миграции, незаконной добычи биоресурсов и т.д. И хотя оно не касается вопросов военного сотрудничества, тем не менее, на его основе в перспективе можно будет попытаться сформировать систему обеспечения коллективной безопасности в Каспийском регионе. В любом случае данный документ при его неукоснительном соблюдении всеми прикаспийскими государствами может способствовать установлению в регионе атмосферы добрососедства и конструктивного сотрудничества стран «пятерки».

При этом прикаспийские государства фактически продемонстрировали свое единодушие в том, что только они ответственны за ситуацию в Каспийском регионе, что исключает соответствующее вмешательство сюда третьих стран и международных организаций. Как следует из выступления на саммите бывшего в то время президентом России Дмитрия Медведева, «прикаспийские государства не должны ослаблять взаимодействие по решению проблем Каспия, иначе этими вопросами могут заняться государства, не имеющие отношение к региону».

Для подобных опасений у российского президента есть все основания. Еще в феврале 1997 года сенатор Роберт Бирд в своей речи «Американская политика по отношению к Каспийскому региону» назвал Азербайджан стратегическим партнером США на Кавказе, а в августе президент Билл Клинтон объявил Каспийский регион зоной национальных интересов США. И, как утверждают аналитики, получение доступа к каспийской нефти не единственная цель. Разумеется, что обеспечение интересов США и их союзников здесь предполагает вытеснение России из прикаспийского региона. А это уже прямая угроза безопасности России. Ни больше, ни меньше.

В-четвертых, стороны подтвердили важность согласованного управления водными биологическими ресурсами Каспийского моря, а также определения общего допустимого улова мигрирующих видов водных биологических ресурсов в рамках Комиссии по водным биологическим ресурсам Каспийского моря. Они отметили необходимость придания Комиссии межправительственного статуса, активизации совместных усилий, направленных на согласование проекта пятистороннего Соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря. Все страны поддержали предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и приняли решение поручить соответствующим ведомствам в течение трех месяцев обсудить и подготовить предложения о механизме введения моратория сроком на 5 лет на вылов различных видов осетровых рыб в Каспийском море.

И, наконец, в ходе саммита были также рассмотрены и решены важные вопросы экологического характера, включая согласование протоколов к Рамочной конвенции о защите морской среды Каспийского моря — по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью.

В целом, по итогам саммита в контексте этой статьи отметим, что все без исключения участники каспийских переговоров на высшем уровне признали, что процесс выработки правового статуса Каспийского моря слишком затянулся и подготовка Конвенции о правовом статусе Каспия к подписанию требует кардинального ускорения. По словам президента России, нужно «взять на себя труд общаться по этой тематике чаще». При этом эксперты стран должны встречаться с еще большей интенсивностью – не менее пяти раз в год.

Президенты решили сделать прорыв на отдельных направлениях переговорного процесса, якобы, наиболее подготовленных для закрепления подписанием совместных документов всеми пятью странами. Их совместными поручениями в рекордно короткий трехмесячный срок требовалось согласовать ширину национальной зоны, исходя из указанных главами государств 24-25 миль, а также подготовить предложения о механизме введения моратория сроком на 5 лет на вылов различных видов осетровых рыб. Рыболовным ведомствам, кроме того, поручалось решить вопрос о придании Комиссии по водным биологическим ресурсам Каспийского моря межправительственного статуса. Общий замысел понятен: подписывать все, что можно, без ожидания полной готовности к принятию главного соглашения по правовому статусу Каспия — Конвекции.

Без определения правового статуса другие вопросы не решаются

Сейчас уже можно делать вывод о том, что президентский замысел на поэтапный прорыв в решении каспийских проблем не сработал, хотя дипломаты и чиновники всех без исключения стран после саммита в отношении дальнейших перспектив выражали нескрываемый оптимизм. К примеру, заместитель главы МИД Ирана по международным и правовым вопросам и представитель ИРИ по вопросам Каспийского моря Ахундзаде в ходе своего визита в Москву в конце января 2011 года надеялся, что «конвенция о правовом статусе Каспия будет выработана в ближайшее время. Может быть, даже в конце 2011 года». Предлагаем оценить ситуацию с выполнением решений и поручений, принятых на Бакинской встрече, по состоянию на май 2012 года, то есть спустя восемнадцать месяцев, вместо отводимых ранее трех.

Попытка президентов поставить перед участниками переговоров более низкого уровня конкретные сроки для решения проблем, находящихся в их компетенции, не увенчалась успехом. Как и прежде, сейчас переговоры по Каспию проводятся больше для обмена мнениями и фиксирования редких и незначимых изменений позиций сторон, нежели для определенного временными рамками разрешения «каспийского вопроса». Это наводит на мысль, что такое положение вещей устраивает политиков и чиновников, занимающихся проблемой Каспия внутри различных структур отдельных прикаспийских государств.

Видимо и поэтому, энтузиазм, связанный с решениями президентов в отношении ускорения переговорного процесса в пятистороннем формате по разработке документа о правовом статусе Каспийского моря, очень скоро сменился весьма короткими и сдержанными комментариями официальных лиц. Как показали возобновившиеся переговоры, хотя договоренности на уровне президентов об определении ширины национальных зон в пределах именно 25 миль в Баку были достигнуты, согласование конкретных вопросов этого важного аспекта опять столкнулось с серьезными различиями в позициях отдельных стран «пятерки». Установить единый для всех режим деятельности в пределах этих зон, определить общие права и обязательства государств пока не удается. Разрешить эти разногласия в рабочем порядке пытаются в формате постоянно действующего переговорного механизма – Специальной рабочей группы (СРГ) по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств.

На совещании послов России в прикаспийских странах, прошедшем в конце мая 2011 года в Астрахани, заместитель министра иностранных дел России Г.Карасин отмечал, что «продвижение по ряду вопросов правового статуса Каспийского моря идет, не столь быстро, как хотелось бы. Каждое прибрежное государство должно вносить вклад в поиск баланса интересов. Попытки решать эти вопросы только для себя, не учитывая позиции других, чреваты осложнениями». Эта оценка была дана по итогам 28-го заседания СРГ, состоявшегося 26-27 апреля 2011 года в Баку.

Позднее, проведенное в конце ноября 2011 года в Астане 30-е заседание Специальной рабочей группы также не привнесло значимых прорывов в решение вопроса о правовом статусе в целом и установлении общего режима деятельности в пределах национальных зон, в том числе. Сохранение и даже усиление разногласий между участниками переговоров, несомненно, получающих в своих столицах строгие инструкции в отношении допустимых компромиссов, указывает, видимо, и на отсутствие мотивации отдельных государств-членов «пятерки» в поиске консенсуса. Как представляется, «тройку» переговорщиков в лице Азербайджана, Казахстана и России вполне устраивает сложившийся статус-кво в северной части Каспия.

Ведь еще в мае 2003 года Россия, Азербайджан и Казахстан подписали трехстороннее Соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря. Документ, утвержденный на уровне заместителей министров иностранных дел, узаконил в трехстороннем формате правовой статус около 60 процентов недр всей акватории моря, то есть, спорных вопросов между этими тремя странами не осталось. Удивительно, но факт, что был урегулирован и наиболее трудно решаемый территориальный вопрос о межгосударственной границе там, где она проходит по углеводородным месторождениям. Россия и Казахстан первыми из всех прикаспийских стран сумели создать правовую базу для совместной работы на спорных нефтегазовых участках — Хвалынское, Центральное и Курмангазы. Примером для остальных стран это, однако, не стало.

В южной части Каспия в треугольнике между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном достичь аналогичных договоренностей пока не удалось. Туркмения выступает за разграничение дна и недр Каспийского моря на секторы, либо зоны, на основе принципа срединной линии по договоренности с сопредельными Казахстаном и Ираном и противолежащим Азербайджаном. Иран, в свою очередь, не признает легитимность двусторонних соглашений России по Каспию с Азербайджаном и Казахстаном. Не трудно заметить, что чаще всего, именно в адрес его представителей на переговорах раздаются обвинения в неконструктивной позиции и несговорчивости. Поэтому рассмотрим некоторые положения именно иранской позиции более подробно.

Иран остается в жесткой оппозиции

Россия, Азербайджан и Казахстан выдвигают единое предложение — разделить дно по срединной линии, а водную поверхность моря оставить общей. Более того, как было отмечено выше, они уже подписали соответствующие двусторонние соглашения о разделе морского дна. То есть, раздел шельфа северной части Каспийского моря уже осуществлен двусторонними межгосударственными договорами. Елена Пустовойтова в этой связи в своей статье «Битва за Каспий» отмечает, что согласно этим соглашениям при разграничении морского дна России достается 19% площади морского дна, Азербайджану — 18% и Казахстану — 27%. Таким образом, на три упомянутых государства придется 64% подводной площади Каспийского моря. Из 36% оставшейся площади морского дна Ирану достается всего от 11 до 14%, что никак не устраивает Тегеран, ведь предлагаемая ему доля Каспия будет наименьшей.

Чтобы понять, насколько существенна эта разница, в этой же статье приведены цифры: «запасы углеводородов в миллиардах тонн условного топлива делятся между прикаспийскими государствами в зависимости от правового статуса Каспия таким образом – России при ее береговой линии в 695 километров достается 2 миллиарда тонн, а по «срединной линии» 2,34 миллиарда; Азербайджану при его 850 километрах берега – 4 или 2,84 миллиарда тонн, Казахстану с 2320 километрами побережья – 4,5 или 2,84 миллиарда, Туркмении с 1200 километрами – 1,5 или 2,14 миллиарда, а Ирану с его 900 километрами берега — 0.5 или 1,94 миллиарда тонн» (интернет-газета «Столетие», 03.11.2011). Как видно, для ИРИ разница более чем серьезная – почти в четыре раза.

Исходя из этого, а также по ряду и других причин, Иран остается в жесткой оппозиции «срединной» модели решения каспийской проблемы. Тегеран твердо стоит на своем, желая превратить морское дно в «кондоминиум», то есть за общее владение морем, в том числе его недрами, а если это невозможно, то на делении Каспия на пять равных национальных долей по 20%.

В Иране считают, что в соответствии с нормами международного права любое изменение правового статуса Каспийского моря после распада СССР может приниматься только на основании консенсуса, то есть согласия всей пятерки прикаспийских государств, а до этого момента принятые ранее договора между СССР и Ираном 1921 и 1940 годов остаются в силе. Следуя этим положениям, до окончательного определения правового статуса Каспийского моря, любые действия прибрежных государств, противоречащие существующему статусу или не получившие одобрения всех пяти прикаспийских стран, с позиций международного права оцениваются Тегераном как неприемлемые.

В иранских аргументах указывается на то, что эта принципиальная позиция нарушена тем, что Россия фактически официально признала, по крайней мере, на уровне председателя Правительства, наличие так называемого «азербайджанского сектора Каспийского моря». Так, в 1993 году между правительствами Российской Федерации и Азербайджана подписано соглашение «О сотрудничестве в области разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений на территории Азербайджанской Республики», в тексте, которого речь шла и об «азербайджанском секторе Каспийского моря», который, таким образом, признавался территорией Азербайджана. Отметим, что в то время данное решение рассматривалось в российской государственной думе, и, по оценке многих российских парламентариев, транснациональные нефтяные корпорации, правительства Азербайджана и российская компания «ЛУКОЙЛ» без согласия президента, парламента и МИД России по существу изменили национальные границы Российской Федерации. Тем не менее, Россия своей позиции не изменила, а Иран и Туркменистан границы «азербайджанского сектора» до сих пор не признают.

Таким образом, формула каспийской «пятерки» выглядит не как «3 + 2», а как «2 + 1 + 2», а именно, Азербайджан находится в срединном положении: с Россией и Казахстаном у него территориальных разногласий нет, но с Ираном и Туркменией они остаются. Похоже, что здесь и спрятана самая болевая точка непримиримости в каспийском диалоге.

Твердость иранской позиции связана также с внутренним законодательством страны, которое запрещает иранским руководителям заключать новые соглашения, заведомо ухудшающие его международное положение или наносящие ущерб экономическому или политическому потенциалу. В России министерство юстиции не поддержало инициативы вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина и председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой о приравнивании взяток в оборонно-промышленном комплексе к измене родине, а в Иране подобная практика действует давно. Принимая во внимание то, что позиция Ирана в определении правового статуса моря утверждена главой государства и духовным лидером ИРИ аятоллой Али Хаменеи, шансов у лоббистов любого уровня и национальности добиться согласия на устраивающее их решение иранцев практически нет. Любые изменения могут быть одобрены исключительно на самом высоком уровне иранского руководства, а значит на таком же уровне переговоров.

Сложность положения для ИРИ заключается в том, что, продолжая придерживаться требования 20% моря, иранцы не только заводят каспийский диалог в дипломатический тупик, но и рискуют остаться в одиночестве. Большинство экспертов в области каспийской проблематики практически уверены, что четверка других прикаспийских стран не согласится с выделением Тегерану требуемой доли. При обсуждении этой проблемы представители России, Казахстана и Азербайджана неоднократно и недвусмысленно давали понять ИРИ о необходимости отказа от позиции требования 20% доли как бесперспективной и тормозящей переговорный процесс. Высказывается мнение, что ИРИ умышленно затягивает переговорный процесс.

Действительно, Тегеран в отличие от других государств Каспия, обходясь без полномасштабной разработки каспийских месторождений и имея значительный энергетический потенциал на юге страны, может и пытается добиться положительного для себя решения затягиванием процесса каспийского диалога. По мнению некоторых экспертов, ряд крупнейших углеводородных блоков в южной части Каспия расположен таким образом, что независимо от того, площадь иранской зоны составит 14% или 20%, они все равно будут расположены на стыке зон с другими государствами. Рассматривать этот посыл в качестве аргумента в споре с иранцами представляется наивным, каспийская нефть не осталась вне поля зрения персидского берега.

Генеральный директор Иранской нефтяной компании «Хазар» Мохаммед Осули неоднократно подчеркивал, что геологоразведка в глубоководных районах Каспийского моря с использованием полупогружной буровой платформы «Амир Кабир» не прекращается и, кроме того, на побережье в провинции Мазендеран ведется строительство нового нефтехранилища в расчете на каспийскую нефть. В настоящее время буровые работы ведутся в круглосуточном режиме. Цель этих работ, которые ведутся в глубоководных районах, заключается в завершении разведочных работ в этих районах. Новая информация должна дополнить данные, полученные по результатам сейсмической разведки.

В декабре прошлого года министр нефти Ростам Касеми объявил об обнаружении в водах Каспийского моря крупного газового месторождения. Спустя какое-то время в ряде соседних стран было выражено сомнение по этому поводу, однако в мае этого года руководители министерства нефти Ирана снова подтвердили наличие очень больших запасов углеводородов в иранских территориальных водах, причем было подчеркнуто, что на месторождении «Сардар Джангал» сосредоточены большие запасы нефти. В период тестирования этого месторождения в течение нескольких дней в факеле на буровой платформе «Амир Кабир» горел природный газ, а спустя какое-то время вместо газа стала гореть нефть, и сейчас в факеле платформы продолжается горение именно сырой нефти. Это свидетельствует о том, что месторождение «Сардар Джангал» является нефтяным, на данный момент точные запасы нефти на месторождении не определены.

В заключение отметим, что после подписания соглашений с Азербайджаном и Казахстаном российский сектор Каспия целиком обозначен, в то время как остальные страны региона втянуты в сложные конфликты по поводу раздела месторождений. Как показывает отсутствие результатов переговоров в пятистороннем формате, позиции Ирана и Туркмении, у которых есть свой взгляд на раздел моря, Россию, видимо, уже мало интересуют. Российская часть Каспия отделена от их претензий секторами Казахстана и Азербайджана. Странно, что интерес к нефти и только к нефти не позволяет России осознать недопустимость раздельного, несогласованного и бесконтрольного хозяйствования на Каспии, что чревато масштабной экологической катастрофой, расширением присутствия здесь третьих стран и дальнейшей милитаризации региона. Укрыться в своем секторе не получится ни у одной из прикаспийских стран, какие бы границы они себе не выторговали на кажущихся уже «вечными» переговорах по совместному, пятистороннему определению правового статуса Каспийского моря.

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
Институт Ближнего Востока
Каспийское море: процесс выработки правового статуса остается в тупике
16 мая, 2012 | Автор: Кольчугин Н.П.

В настоящее время Каспийский регион является формирующимся субъектом мировой геополитики, экономики и транспортных коммуникаций. Каспий стал местом соприкосновения, сближения и одновременно разъединения таких разных по политическому и религиозно-культурному строю государств, как Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркмения.

Процесс выработки правового статуса Каспийского моря слишком затянулся и, как считают многие эксперты, подписание Конвенции о правовом статусе Каспия в ближайшей перспективе маловероятно. Тем не менее, похоже, что политиков всех без исключения стран «пятерки» больше интересуют сиюминутные выгоды от использования каспийской нефти. Озабоченность прикаспийских стран исключительно нефтегазовыми доходами сильно бьет по экологии Каспия, но не только. Неуемные углеводородные аппетиты отдельных стран стали главным яблоком раздора в политических отношениях прикаспийских государств.

Речь идет не взаимных претензиях членов «каспийской семьи» друг к другу, а о серьезных экономических противоречиях и дипломатических разногласиях между ними, не позволяющих коллективно, всеми пятью голосами решать общие, по сути хозяйственные, проблемы Каспийского бассейна. Отсутствие единства позиций «пятерки» проявляется практически во всех сферах каспийского взаимодействия, а реальность выхода из Каспийского «тупика» вызывает все больше сомнений. На это указывают, в том числе, и результаты выполнения участниками каспийского диалога, решений и поручений своих президентов, принятых на последнем саммите в Баку в ноябре 2010 года.

Решения и поручения Бакинского саммита

Саммит глав прикаспийских государств состоялся в Баку 18 ноября 2010 года. Как и следовало ожидать, он не стал решающим в окончательном урегулировании главного каспийского вопроса – определении правового статуса Каспия. И здесь в очередной раз столкнулись неуступчивая позиция Ирана и консолидированное мнение Азербайджана, Казахстана и России, которые, стремятся сделать основой для решения этого вопроса заключенные между собой двусторонние договора о разграничении дна моря. Традиционный нейтралитет Туркменистана не помог сблизить их позиции. Вместе с тем в отличие от двух предыдущих саммитов итоги Бакинской встречи позволяют утверждать о заметном продвижении «пятерки» в этом направлении.

Во-первых, как следует из итогового заявления глав государств, они подтверждают признание суверенных прав каждой стороны в отношении Каспийского моря и его ресурсов, что подчеркивает их общую заинтересованность в завершении работы над Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря. Стороны приняли решение поручить соответствующим ведомствам в трехмесячный срок обсудить и согласовать ширину национальных зон, исходя из 24-25 миль, включающих водное пространство, на которое распространяется суверенитет прибрежных государств. Предполагалось, что положительное решение данного вопроса станет заметным шагом вперед в определении правового статуса и раздела дна и акватории Каспия. По мнению президента России Дмитрия Медведева , это значило, что стороны выйдут на полноценное соглашение о статусе Каспийского моря, которое смогут подписать в следующем (2011) году в России.

Во-вторых, было принято решение относительно ежегодного проведения саммитов глав прикаспийских государств. Отметим, что ранее подобные встречи проводились крайне редко, а саммит в Баку был всего лишь третьим в истории каспийского сотрудничества пяти государств (1-й саммит прошел в Ашхабаде в 2002 году, 2-й — в Тегеране в 2007 году). При этом было решено провести следующий саммит в 2011 году в России. Работа Специальной рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря и проведение других встреч на уровне представителей внешнеполитических ведомств пяти стран должны были подготовить для планируемого тогда Российского саммита соответствующую позитивную базу. Тем самым стороны пришли к единому пониманию необходимости проведения переговоров на высшем уровне по решению каспийского вопроса на максимально системной основе.

В-третьих, президенты пяти государств подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, которое регулирует вопросы борьбы с терроризмом, организованной преступностью, контрабандой оружия, наркотиков и ядерных технологий, захватом судов, нелегальной миграции, незаконной добычи биоресурсов и т.д. И хотя оно не касается вопросов военного сотрудничества, тем не менее, на его основе в перспективе можно будет попытаться сформировать систему обеспечения коллективной безопасности в Каспийском регионе. В любом случае данный документ при его неукоснительном соблюдении всеми прикаспийскими государствами может способствовать установлению в регионе атмосферы добрососедства и конструктивного сотрудничества стран «пятерки».

При этом прикаспийские государства фактически продемонстрировали свое единодушие в том, что только они ответственны за ситуацию в Каспийском регионе, что исключает соответствующее вмешательство сюда третьих стран и международных организаций. Как следует из выступления на саммите бывшего в то время президентом России Дмитрия Медведева, «прикаспийские государства не должны ослаблять взаимодействие по решению проблем Каспия, иначе этими вопросами могут заняться государства, не имеющие отношение к региону».

Для подобных опасений у российского президента есть все основания. Еще в феврале 1997 года сенатор Роберт Бирд в своей речи «Американская политика по отношению к Каспийскому региону» назвал Азербайджан стратегическим партнером США на Кавказе, а в августе президент Билл Клинтон объявил Каспийский регион зоной национальных интересов США. И, как утверждают аналитики, получение доступа к каспийской нефти не единственная цель. Разумеется, что обеспечение интересов США и их союзников здесь предполагает вытеснение России из прикаспийского региона. А это уже прямая угроза безопасности России. Ни больше, ни меньше.

В-четвертых, стороны подтвердили важность согласованного управления водными биологическими ресурсами Каспийского моря, а также определения общего допустимого улова мигрирующих видов водных биологических ресурсов в рамках Комиссии по водным биологическим ресурсам Каспийского моря. Они отметили необходимость придания Комиссии межправительственного статуса, активизации совместных усилий, направленных на согласование проекта пятистороннего Соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря. Все страны поддержали предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и приняли решение поручить соответствующим ведомствам в течение трех месяцев обсудить и подготовить предложения о механизме введения моратория сроком на 5 лет на вылов различных видов осетровых рыб в Каспийском море.

И, наконец, в ходе саммита были также рассмотрены и решены важные вопросы экологического характера, включая согласование протоколов к Рамочной конвенции о защите морской среды Каспийского моря — по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью.

В целом, по итогам саммита в контексте этой статьи отметим, что все без исключения участники каспийских переговоров на высшем уровне признали, что процесс выработки правового статуса Каспийского моря слишком затянулся и подготовка Конвенции о правовом статусе Каспия к подписанию требует кардинального ускорения. По словам президента России, нужно «взять на себя труд общаться по этой тематике чаще». При этом эксперты стран должны встречаться с еще большей интенсивностью – не менее пяти раз в год.

Президенты решили сделать прорыв на отдельных направлениях переговорного процесса, якобы, наиболее подготовленных для закрепления подписанием совместных документов всеми пятью странами. Их совместными поручениями в рекордно короткий трехмесячный срок требовалось согласовать ширину национальной зоны, исходя из указанных главами государств 24-25 миль, а также подготовить предложения о механизме введения моратория сроком на 5 лет на вылов различных видов осетровых рыб. Рыболовным ведомствам, кроме того, поручалось решить вопрос о придании Комиссии по водным биологическим ресурсам Каспийского моря межправительственного статуса. Общий замысел понятен: подписывать все, что можно, без ожидания полной готовности к принятию главного соглашения по правовому статусу Каспия — Конвекции.

Без определения правового статуса другие вопросы не решаются

Сейчас уже можно делать вывод о том, что президентский замысел на поэтапный прорыв в решении каспийских проблем не сработал, хотя дипломаты и чиновники всех без исключения стран после саммита в отношении дальнейших перспектив выражали нескрываемый оптимизм. К примеру, заместитель главы МИД Ирана по международным и правовым вопросам и представитель ИРИ по вопросам Каспийского моря Ахундзаде в ходе своего визита в Москву в конце января 2011 года надеялся, что «конвенция о правовом статусе Каспия будет выработана в ближайшее время. Может быть, даже в конце 2011 года». Предлагаем оценить ситуацию с выполнением решений и поручений, принятых на Бакинской встрече, по состоянию на май 2012 года, то есть спустя восемнадцать месяцев, вместо отводимых ранее трех.

Попытка президентов поставить перед участниками переговоров более низкого уровня конкретные сроки для решения проблем, находящихся в их компетенции, не увенчалась успехом. Как и прежде, сейчас переговоры по Каспию проводятся больше для обмена мнениями и фиксирования редких и незначимых изменений позиций сторон, нежели для определенного временными рамками разрешения «каспийского вопроса». Это наводит на мысль, что такое положение вещей устраивает политиков и чиновников, занимающихся проблемой Каспия внутри различных структур отдельных прикаспийских государств.

Видимо и поэтому, энтузиазм, связанный с решениями президентов в отношении ускорения переговорного процесса в пятистороннем формате по разработке документа о правовом статусе Каспийского моря, очень скоро сменился весьма короткими и сдержанными комментариями официальных лиц. Как показали возобновившиеся переговоры, хотя договоренности на уровне президентов об определении ширины национальных зон в пределах именно 25 миль в Баку были достигнуты, согласование конкретных вопросов этого важного аспекта опять столкнулось с серьезными различиями в позициях отдельных стран «пятерки». Установить единый для всех режим деятельности в пределах этих зон, определить общие права и обязательства государств пока не удается. Разрешить эти разногласия в рабочем порядке пытаются в формате постоянно действующего переговорного механизма – Специальной рабочей группы (СРГ) по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств.

На совещании послов России в прикаспийских странах, прошедшем в конце мая 2011 года в Астрахани, заместитель министра иностранных дел России Г.Карасин отмечал, что «продвижение по ряду вопросов правового статуса Каспийского моря идет, не столь быстро, как хотелось бы. Каждое прибрежное государство должно вносить вклад в поиск баланса интересов. Попытки решать эти вопросы только для себя, не учитывая позиции других, чреваты осложнениями». Эта оценка была дана по итогам 28-го заседания СРГ, состоявшегося 26-27 апреля 2011 года в Баку.

Позднее, проведенное в конце ноября 2011 года в Астане 30-е заседание Специальной рабочей группы также не привнесло значимых прорывов в решение вопроса о правовом статусе в целом и установлении общего режима деятельности в пределах национальных зон, в том числе. Сохранение и даже усиление разногласий между участниками переговоров, несомненно, получающих в своих столицах строгие инструкции в отношении допустимых компромиссов, указывает, видимо, и на отсутствие мотивации отдельных государств-членов «пятерки» в поиске консенсуса. Как представляется, «тройку» переговорщиков в лице Азербайджана, Казахстана и России вполне устраивает сложившийся статус-кво в северной части Каспия.

Ведь еще в мае 2003 года Россия, Азербайджан и Казахстан подписали трехстороннее Соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря. Документ, утвержденный на уровне заместителей министров иностранных дел, узаконил в трехстороннем формате правовой статус около 60 процентов недр всей акватории моря, то есть, спорных вопросов между этими тремя странами не осталось. Удивительно, но факт, что был урегулирован и наиболее трудно решаемый территориальный вопрос о межгосударственной границе там, где она проходит по углеводородным месторождениям. Россия и Казахстан первыми из всех прикаспийских стран сумели создать правовую базу для совместной работы на спорных нефтегазовых участках — Хвалынское, Центральное и Курмангазы. Примером для остальных стран это, однако, не стало.

В южной части Каспия в треугольнике между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном достичь аналогичных договоренностей пока не удалось. Туркмения выступает за разграничение дна и недр Каспийского моря на секторы, либо зоны, на основе принципа срединной линии по договоренности с сопредельными Казахстаном и Ираном и противолежащим Азербайджаном. Иран, в свою очередь, не признает легитимность двусторонних соглашений России по Каспию с Азербайджаном и Казахстаном. Не трудно заметить, что чаще всего, именно в адрес его представителей на переговорах раздаются обвинения в неконструктивной позиции и несговорчивости. Поэтому рассмотрим некоторые положения именно иранской позиции более подробно.

Иран остается в жесткой оппозиции

Россия, Азербайджан и Казахстан выдвигают единое предложение — разделить дно по срединной линии, а водную поверхность моря оставить общей. Более того, как было отмечено выше, они уже подписали соответствующие двусторонние соглашения о разделе морского дна. То есть, раздел шельфа северной части Каспийского моря уже осуществлен двусторонними межгосударственными договорами. Елена Пустовойтова в этой связи в своей статье «Битва за Каспий» отмечает, что согласно этим соглашениям при разграничении морского дна России достается 19% площади морского дна, Азербайджану — 18% и Казахстану — 27%. Таким образом, на три упомянутых государства придется 64% подводной площади Каспийского моря. Из 36% оставшейся площади морского дна Ирану достается всего от 11 до 14%, что никак не устраивает Тегеран, ведь предлагаемая ему доля Каспия будет наименьшей.

Чтобы понять, насколько существенна эта разница, в этой же статье приведены цифры: «запасы углеводородов в миллиардах тонн условного топлива делятся между прикаспийскими государствами в зависимости от правового статуса Каспия таким образом – России при ее береговой линии в 695 километров достается 2 миллиарда тонн, а по «срединной линии» 2,34 миллиарда; Азербайджану при его 850 километрах берега – 4 или 2,84 миллиарда тонн, Казахстану с 2320 километрами побережья – 4,5 или 2,84 миллиарда, Туркмении с 1200 километрами – 1,5 или 2,14 миллиарда, а Ирану с его 900 километрами берега — 0.5 или 1,94 миллиарда тонн» (интернет-газета «Столетие», 03.11.2011). Как видно, для ИРИ разница более чем серьезная – почти в четыре раза.

Исходя из этого, а также по ряду и других причин, Иран остается в жесткой оппозиции «срединной» модели решения каспийской проблемы. Тегеран твердо стоит на своем, желая превратить морское дно в «кондоминиум», то есть за общее владение морем, в том числе его недрами, а если это невозможно, то на делении Каспия на пять равных национальных долей по 20%.

В Иране считают, что в соответствии с нормами международного права любое изменение правового статуса Каспийского моря после распада СССР может приниматься только на основании консенсуса, то есть согласия всей пятерки прикаспийских государств, а до этого момента принятые ранее договора между СССР и Ираном 1921 и 1940 годов остаются в силе. Следуя этим положениям, до окончательного определения правового статуса Каспийского моря, любые действия прибрежных государств, противоречащие существующему статусу или не получившие одобрения всех пяти прикаспийских стран, с позиций международного права оцениваются Тегераном как неприемлемые.

В иранских аргументах указывается на то, что эта принципиальная позиция нарушена тем, что Россия фактически официально признала, по крайней мере, на уровне председателя Правительства, наличие так называемого «азербайджанского сектора Каспийского моря». Так, в 1993 году между правительствами Российской Федерации и Азербайджана подписано соглашение «О сотрудничестве в области разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений на территории Азербайджанской Республики», в тексте, которого речь шла и об «азербайджанском секторе Каспийского моря», который, таким образом, признавался территорией Азербайджана. Отметим, что в то время данное решение рассматривалось в российской государственной думе, и, по оценке многих российских парламентариев, транснациональные нефтяные корпорации, правительства Азербайджана и российская компания «ЛУКОЙЛ» без согласия президента, парламента и МИД России по существу изменили национальные границы Российской Федерации. Тем не менее, Россия своей позиции не изменила, а Иран и Туркменистан границы «азербайджанского сектора» до сих пор не признают.

Таким образом, формула каспийской «пятерки» выглядит не как «3 + 2», а как «2 + 1 + 2», а именно, Азербайджан находится в срединном положении: с Россией и Казахстаном у него территориальных разногласий нет, но с Ираном и Туркменией они остаются. Похоже, что здесь и спрятана самая болевая точка непримиримости в каспийском диалоге.

Твердость иранской позиции связана также с внутренним законодательством страны, которое запрещает иранским руководителям заключать новые соглашения, заведомо ухудшающие его международное положение или наносящие ущерб экономическому или политическому потенциалу. В России министерство юстиции не поддержало инициативы вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина и председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой о приравнивании взяток в оборонно-промышленном комплексе к измене родине, а в Иране подобная практика действует давно. Принимая во внимание то, что позиция Ирана в определении правового статуса моря утверждена главой государства и духовным лидером ИРИ аятоллой Али Хаменеи, шансов у лоббистов любого уровня и национальности добиться согласия на устраивающее их решение иранцев практически нет. Любые изменения могут быть одобрены исключительно на самом высоком уровне иранского руководства, а значит на таком же уровне переговоров.

Сложность положения для ИРИ заключается в том, что, продолжая придерживаться требования 20% моря, иранцы не только заводят каспийский диалог в дипломатический тупик, но и рискуют остаться в одиночестве. Большинство экспертов в области каспийской проблематики практически уверены, что четверка других прикаспийских стран не согласится с выделением Тегерану требуемой доли. При обсуждении этой проблемы представители России, Казахстана и Азербайджана неоднократно и недвусмысленно давали понять ИРИ о необходимости отказа от позиции требования 20% доли как бесперспективной и тормозящей переговорный процесс. Высказывается мнение, что ИРИ умышленно затягивает переговорный процесс.

Действительно, Тегеран в отличие от других государств Каспия, обходясь без полномасштабной разработки каспийских месторождений и имея значительный энергетический потенциал на юге страны, может и пытается добиться положительного для себя решения затягиванием процесса каспийского диалога. По мнению некоторых экспертов, ряд крупнейших углеводородных блоков в южной части Каспия расположен таким образом, что независимо от того, площадь иранской зоны составит 14% или 20%, они все равно будут расположены на стыке зон с другими государствами. Рассматривать этот посыл в качестве аргумента в споре с иранцами представляется наивным, каспийская нефть не осталась вне поля зрения персидского берега.

Генеральный директор Иранской нефтяной компании «Хазар» Мохаммед Осули неоднократно подчеркивал, что геологоразведка в глубоководных районах Каспийского моря с использованием полупогружной буровой платформы «Амир Кабир» не прекращается и, кроме того, на побережье в провинции Мазендеран ведется строительство нового нефтехранилища в расчете на каспийскую нефть. В настоящее время буровые работы ведутся в круглосуточном режиме. Цель этих работ, которые ведутся в глубоководных районах, заключается в завершении разведочных работ в этих районах. Новая информация должна дополнить данные, полученные по результатам сейсмической разведки.

В декабре прошлого года министр нефти Ростам Касеми объявил об обнаружении в водах Каспийского моря крупного газового месторождения. Спустя какое-то время в ряде соседних стран было выражено сомнение по этому поводу, однако в мае этого года руководители министерства нефти Ирана снова подтвердили наличие очень больших запасов углеводородов в иранских территориальных водах, причем было подчеркнуто, что на месторождении «Сардар Джангал» сосредоточены большие запасы нефти. В период тестирования этого месторождения в течение нескольких дней в факеле на буровой платформе «Амир Кабир» горел природный газ, а спустя какое-то время вместо газа стала гореть нефть, и сейчас в факеле платформы продолжается горение именно сырой нефти. Это свидетельствует о том, что месторождение «Сардар Джангал» является нефтяным, на данный момент точные запасы нефти на месторождении не определены.

В заключение отметим, что после подписания соглашений с Азербайджаном и Казахстаном российский сектор Каспия целиком обозначен, в то время как остальные страны региона втянуты в сложные конфликты по поводу раздела месторождений. Как показывает отсутствие результатов переговоров в пятистороннем формате, позиции Ирана и Туркмении, у которых есть свой взгляд на раздел моря, Россию, видимо, уже мало интересуют. Российская часть Каспия отделена от их претензий секторами Казахстана и Азербайджана. Странно, что интерес к нефти и только к нефти не позволяет России осознать недопустимость раздельного, несогласованного и бесконтрольного хозяйствования на Каспии, что чревато масштабной экологической катастрофой, расширением присутствия здесь третьих стран и дальнейшей милитаризации региона. Укрыться в своем секторе не получится ни у одной из прикаспийских стран, какие бы границы они себе не выторговали на кажущихся уже «вечными» переговорах по совместному, пятистороннему определению правового статуса Каспийского моря.

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
КИЕВ (Рейтер) - Украина добилась от Интерпола объявления в международный розыск бывшего президента Виктора Януковича, бежавшего в Россию в конце февраля прошлого года после расстрела в центре украинской столицы сотни участников антиправительственных протестов.

"Сегодня, спустя несколько месяцев с момента обращения в марте 2014 года, аргументации и подготовки пояснений, Интерпол, по подготовленным запросам МВД, Генпрокуратуры Украины и СБУ, специальная комиссия Интерпола приняла решение", - сообщил на своей странице в фейсбуке министр внутренних дел Арсен Аваков.

"Объявлены в международный розыск Интерпола (красная карточка - задержание для экстрадиции в Украину): Янукович Виктор Федорович, Янукович Александр Викторович (старший сын бывшего президента), Азаров Николай Янович (бывший премьер-министр)", - перечислил Аваков.

По его словам, в этом же списке бывшая министр здравоохранения Раиса Богатырева, бывший министр финансов Юрий Колобов и ряд других чиновников из команды Януковича.

На сайте Интерпола говорится, что Янукович разыскивается в связи с причастностью к присвоению, растрате имущества в особо крупных размерах, совершенных организованной группой.

Прозападное правительство, пришедшее к власти в Киеве в конце февраля прошлого года, сразу же возбудило уголовное дело за массовые убийства граждан против скрывшегося из страны Януковича и причастных к насилию чиновников.

Киев обратился с соответствующим запросом и к Интерполу, который однако потребовал дополнительных данных для обоснования своего решения о международном розыске.

Около сотни участников самых массовых за всю историю Украины протестов, вспыхнувших после отказа правительства подписать соглашение о сближении с Европой, получили смертельные огнестрельные ранения 18-20 февраля.

Кроме того, новая власть возбудила дела по фактам коррупции и растраты представителями правительства Януковича и Азарова миллиардов гривен государственных средств.

По словам Авакова, Россия, в которой скрываются большинство обвиняемых чиновников, игнорирует переданные Киевом документы о розыске 24 человек, ранее занимавших высокие посты на Украине, включая Януковича.

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
в суде Амстердама начинаются слушания по делу о собрании предметов скифской культуры из музеев Крыма, которое оспаривают друг у друга Украина и Россия.
В обиходе коллекцию именуют "скифским золотом", но большую ее часть составляют керамические и деревянные изделия.
История вопроса
В начале прошлого года, до аннексии Крыма Россией, коллекция в составе 584 экспонатов (более двух тысяч предметов) оценочной стоимостью около миллиона евро в рамках соглашения о культурном сотрудничестве между Украиной и Нидерландами была временно направлена в принадлежащий Университету Амстердама археологический музей Алларда Пирсона.
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2015/01/150121_ukraine_russia_scythian_gold

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
Верховный суд Панамы принял решение начать анткоррупционное раасследование в отношении бывшего президента страны Рикардо Мартинелли.

Ряд бывших чиновников назвали его ответственным за подписание контракта на приобретение продовольствия в размере 45 млн долларов в рамках правительственной программы. Как выяснилось, сделка была реализована с серьезными нарушениями действующих в стране норм.
Мартинелли отрицает обвинения в свой адрес, заявляя, что он подвергается политическому преследованию со стороны действующего президента Хуана Карлоса Варелы.
Сейчас Мартинелли находится в Гватемале, но утверждает, что не намерен скрываться от правосудия.
Рикардо Мартинелли занимал пост президента Панамы с 1 июля 2009 года по июль 2014 года. На этой должности его сменил Хуан Карлос Варела, еще в 2011 году обвинявший главу государства в коррупции.

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
МОНРЕАЛЬ (Рейтер) - Россия и Украина ведут непрямые переговоры о возобновлении работы ключевого международного воздушного коридора над Черным морем для коммерческих рейсов, что может обеспечить Украине крайне необходимые ей сборы за перелеты и снизить загруженность других популярных воздушных путей, сообщили источники, знакомые с ситуацией.

Обсуждения проходят во время посвященного безопасности форума Международной организации гражданской авиации (ICAO) в Монреале на этой неделе и на фоне возобновившихся боев между правительственными силами Украины и пророссийскими повстанцами.

Лидеры авиационной отрасли хотят обеспечить себе право реализовывать новые стандарты безопасности после серии авиакатастроф по всему миру, в результате которых 2014 год стал самым смертоносным для коммерческой авиации почти за десять лет.

Переговоры сосредоточены на том, чтобы ввести новые стандарты для авиаперелетов по всему миру и усилить сотрудничество в области рисков, связанных с полетами над зонами конфликтов.

Представители сторон работают над тем, чтобы заключить сделку, которая позволит возобновить перелеты в международном пространстве, управляемом Украиной, у побережья Крыма, аннексированного Россией в прошлом году, сообщили источники.

Один источник, говоривший на условиях анонимности, сказал, что форум ICAO предоставил договаривающимся странам нейтральную площадку для решения этого вопроса.

Воздушное пространство над Черным морем и Азовским морем стало зоной, запрещенной для полетов международных воздушных судов, в апреле прошлого года.

Авиационные агентства, включая Федеральное авиационное управление США, предупреждали, что пилоты в этой зоне могут получать противоречивые инструкции от украинских и российских авиадиспетчеров.

Украина, которой ICAO делегировала контроль этого сектора пространства, несмотря на то, что Россия взяла под контроль Крым, обратилась в ICAO осенью прошлого года с просьбой открыть этот коридор, расположенный над международными водами.

ICAO не была доступна для комментариев. Российская делегация в ICAO также не была доступна.

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
Украина временно признала юрисдикцию Гааги, чтобы наказать Россию

Верховная рада в Киеве 4 февраля временно признала юрисдикцию Международного уголовного суда в Гааге (МУС) для расследования преступлений против человечности, совершенных на Украине начиная с 20 февраля 2014 года и по сегодняшний день. Соответствующее постановление поддержал 271 народный депутат.
Украинский парламент также направил обращение в Гаагский трибунал с целью привлечь к уголовной ответственности "высших должностных лиц Российской Федерации и руководителей террористических организаций ДНР и ЛНР, которых определит прокурор Международного уголовного суда". В постановлении отмечается, что начиная с весны 2014 года против Украины продолжается военная агрессия России и "поддерживаемых ею боевиков", во время которой были аннексированы Крым и Севастополь, оккупирована часть Донецкой и Луганской областей, погибли тысячи граждан Украины, среди которых дети, ранены тысячи лиц, разрушена инфраструктура целого региона, а сотни тысяч граждан были вынуждены покинуть свои дома.
Правозащитники называют такое обращение весьма сомнительным. По словам члена правления Украинского Хельсинкского союза по правам человека Владимира Яворского, Римский статут Международного уголовного суда при его ратификации или временном признании юрисдикции МУС не позволяет государствам делать никаких оговорок. Государство имеет право лишь определить срок, на который распространяется такая юрисдикция. А дальше суд самостоятельно проводит расследование и самостоятельно решает, кому предъявлять обвинение, говорит правозащитник. "Принятое постановление оперирует понятием преступлений, совершенных высшими должностными лицами Российской Федерации, которые привели к особо тяжким последствиям и массовому убийству украинских граждан. Фактически оно имеет целью ограничить возможность расследования преступлений, совершенных только этими людьми", - отмечает Владимир Яворский в своей статье, размещенной на сайте "Украинской правды". Он считает, что, рассматривая такое обращение Киева, Международный уголовный суд столкнется с проблемой, которой еще не имел в своей практике.
Исторический шаг
Однако сами депутаты Рады назвали свое обращение в Гаагу историческим шагом, который может помочь остановить агрессию России против Украины. "Жаль, что столько месяцев мы на самом деле не действовали и не останавливали агрессора всеми международными средствами", - посетовала с парламентской трибуны лидер фракции "Батькивщина" Юлия Тимошенко. Все это время депутаты парламента и официальные власти сделали много громких заявлений по поводу ратификации Верховной радой Римского статута, к которому Украина присоединилась еще 15 лет назад, но который до сих пор не ратифицировала. Именно ратификация Римского статута позволила бы прокурорам Международного уголовного суда беспрепятственно расследовать на Украине преступления против человечности, геноциды и военные преступления, но пока украинские власти откладывают ратификацию этого статута, предпочитая обращаться туда лишь по отдельным делам и преступлениям.
Весной минувшего рода Украина уже обращалась в МУС по поводу убийства активистов Майдана. Сейчас Верховная рада снова временно признала юрисдикцию этого суда и просит его расследовать преступления против человечности и военных преступлений, совершенных высшими должностными лицами Российской Федерации и руководителями террористических организаций ЛНР и ДНР. "Сегодня еще рано говорить, что российские чиновники могут предстать перед международным судом, но по крайней мере это обращение обязует украинские правоохранительные органы передавать данные и доказательства российской агрессии в Международный уголовный суд. Это хорошо, что будет еще и независимый фиксатор и эти данные никуда не исчезнут", - говорит младший научный сотрудник Института государства и права им. Корецкого Национальной академии наук Украины, член Комиссии по расследованию нарушений прав человека на Украине Станислав Батрин.
Он отмечает, что главной задачей для Украины сейчас привлечь к международной ответственности руководителей боевиков и преступных группировок, которые действуют в Донецкой и Луганской областях. "Если будет доказана их вина, тогда возникнет логичный вопрос, кто им способствовал - оснащал техникой, боеприпасами, давал приказы привлекать российские регулярные войска. После этого есть вероятность, что на скамье подсудимых могут оказаться высшие российские чины", - предполагает Батрин.
Долгосрочный проект
Однако эксперты не очень оптимистично оценивают сроки рассмотрения обращения Украины в Гаагский трибунал. Пока туда лишь направлен запрос, если суд его одобрит, то будет открыто предварительное уголовное производство, на основании которого может быть начато полноценное расследование дела. "Предварительное уголовное производство Международного уголовного суда по конфликту России и Грузии 2008 года длилось шесть лет. Учитывая масштабность конфликта на востоке Украины, количество пленных, расстрелянных, пропавших без вести, то предварительный период, когда нужно будет обработать все данные, займет очень длительный период ", - отметил в интервью DW директор программы "Права человека и правосудие" фонда "Возрождение" Роман Романов.
По его мнению, Москва будет всячески препятствовать тому, чтобы МУС проводил расследование преступлений против человечности на востоке Украины. "Россия попробует влиять. Сейчас там тщательно собирают информацию, опрашивают беженцев из Донбасса и все документируют. Эта информация может быть использована против Украины", - не исключает Романов. Он советует украинским правоохранителям и правозащитным организациям также тщательно собирать факты и доказательства преступлений ЛНР и ДНР, которых поддерживает Россия.

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
МОСКВА (Рейтер) - Россия оспорила в окружном суде Гааги решение Международного арбитражного суда в Нидерландах, который в июле 2014 года обязал ее выплатить более $50 миллиардов компенсации акционерам обанкроченного Юкоса.

"Ходатайства были надлежащим образом вручены бывшим мажоритарным акционерам Юкоса 10 ноября 2014 года", - сообщил Минфин РФ в пятницу вечером. В суд их передали 28 января.

В июле арбитраж определил, что подчинённые Владимиру Путину официальные лица манипулировали системой правосудия для банкротства некогда крупнейшей нефтяной компании России. Суд дал России 180 дней до 15 января 2015 года, чтобы начать выплаты, прежде чем на $51,57 миллиарда основной суммы компенсации начнут начисляться проценты.

"В ходатайствах отмечается, что арбитражные решения прямо противоречат двум решениям, ранее принятым независимыми палатами Европейского суда по правам человека", - изложил Минфин суть апелляции.

"В ходатайствах также отмечается, что иски бывших мажоритарных акционеров Юкоса не должны были когда-либо рассматриваться международным арбитражем, поскольку спор носил чисто внутренний российский характер", - говорится в сообщении, доступном на сайте Минфина по адресу bit.ly/1Kyt8mw .

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
В своем докладе британский Совет по гражданской юстиции, консультирующий министра юстиции по вопросам гражданского делопроизводства, предлагает перевести судебные разбирательства по незначительным гражданским искам в интернет, по аналогии с онлайн-аукционом eBay, где существует своя система арбитража между сторонами сделки.
По замыслу авторов доклада, это ускорит и удешевит судопроизводство. Беспристрастность британских судов гражданами не оспаривается, и к их решениям традиционно принято относиться с уважением.
Не отразится ли на репутации судебной системы онлайн-правосудие?
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2015/02/150216_5floor_uk_online_justice

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
Уральский преподаватель-юрист Антон Бурков подал в суд на корпорацию Google, обвиняя ее в нарушении тайны переписки. Первое заседание состоится 2 марта в Замоскворецком суде Москвы.
При этом в понедельник российское представительство интернет-гиганта переадресовало претензии заведующего кафедрой Европейского права и сравнительного правоведения Гуманитарного университета в Екатеринбурге к головному офису в США.
"Российская компания Google не представляет сервис Gmail, надлежащим ответчиком является компания Google Inc. в США", - сообщают представители компании журналистам.
http://www.bbc.co.uk/russian/society/2015/02/150216_tr_burkov_google_court

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
Практически одновременно в США были экстрадированы двое иностранных граждан, обвиняющихся во взломе компьюьтеров и мощенничестве. В четверг в Нью-Йорк был доставлен из Латвии 29-летний рижанин Денис Чаловскис, а на следующий день из Голландии привезли в соседний Нью-Джерси 35-летнего москвича Владимира Дринкмана.
В пятницу Чаловскис впервые предстал перед манхэттенским судьей-магистратом и заявил, что виновным себя не признает. Ему инкриминируют написание части компьютерного кода, который сделал вирус под названием Gozi столь эффективным, что он заразил как минимум 40 тысяч компьютеров только в США, в том числе 160 - в НАСА.
Вместе с ним привлечен к суду россиянин Михаил Кузьмин, который создал Gozi и был арестован в США. В мае 2013 года он признал себя виновным и, как сообщают, сотрудничает со следствием.
Их предполагаемый сообщник Михай Паунеску арестован в Румынии в декабре 2012 года и до сих пор не экстрадирован в США.
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2015/02/150213_cyber_criminals_extradition_kozlovsky

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
Главная прокуратура Грузии обвиняет украинские власти в невыполнении взятых обязательств. Речь идет о запросе грузинской стороны, направленном в Киев, насчет экстрадиции находящихся в Украине экс-президента Грузии Михаила Саакашвили и экс-министра юстиции Зураба Адеишвили. Оба они обьявлены в Грузии в розыск, при этом на основе запроса грузинских властей, Адеишвили разыскивается еще и Интерполом. Согласно грузинской прокуратуре, украинская сторона отказалась от сотрудничества по данному вопросу и ответила на запрос отказом.

«Несмотря на существующее между странами обязательство, украинская сторона не сотрудничала по вопросу экстрадиции Михаила Саакашвили и Зураба Адеишвили и отказывается от экстрадиции разыскиваемых лиц», – говорится в сообщении Главной Ппрокуратуры Грузии от 17-го февраля.
http://www.golos-ameriki.ru/content/nc-georgia-prosecutor-on-saakashvili-extradition/2647440.html

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
В Организации Объединенных Наций проголосовали за предоставление семейных льгот сотрудникам, состоящим в однополых супружеских отношениях.

России не удалось предотвратить расширение финансовых льгот для сотрудников ООН, состоящих в однополых супружеских отношениях. Бюджетный комитет Генеральной Ассамблеи ООН(80 против 43) проголосовал за данное предложение.

В числе стран, которые поддержали российскую инициативу, выступили Саудовская Аравия, Китай, Иран, Индия, Египет Пакистан и Сирия.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в июле прошлого года заявил, что ООН признает все однополые браки своих сотрудников, позволив членам их семей получать соответствующие льготы.

Ранее семейное положение сотрудников ООН определялось по законам страны, гражданами которой они являются. Однако в соответствии с новым протоколом ООН будет признавать однополые браки, заключенные в странах, где это разрешено по закону, вне зависимости от гражданства сотрудников.

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
Украинские власти арестовали турецкий грузовой корабль и его капитана за заход в один из портов полуострова Крыма, который в прошлом году был аннексирован Россией.

По словам прокуратуры, зарегистрированное в Тувалу судно Kanton водоизмещением более 5 тысяч тонн было задержано в украинском порту Херсон. Экипажу грозит тюремное заключение сроком до трех лет, а судно может быть конфисковано.

Стамбульская компания Master ShippingLtd, которой принадлежит судно, назвала арест незаконным.

Россия аннексировала Крым вскоре после того, как в феврале 2014 года в результате массовых протестов был свергнут промосковский президент Виктор Янукович. Украина объявила заходы в порты Крыма незаконными – соответствующий запрет вступил в силу в июле прошлого года.

Как заявили в пятницу в компании Master Shipping, сухогруз Kanton заходил в крымский порт Севастополь 24 июля, чтобы забрать груз, состоящий из кормового ячменя.

Однако компания настаивает, что это произошло до того, как Украина уведомила международные судоходные и страховые компании о запрете, и что украинские власти позже признали это и разрешили судну заходить в другие порты.

«Украинские власти, несмотря на выданное ими письменное разрешение, силой отобрали наши документы и приняли решение задержать наше судно после того, как не давали ему отплыть в течение 17 дней», - заявила компания.

Как сообщают в Master Shipping, на борту находилось 12 членов экипажа, большинство – граждане Турции, и никто из них не принимал участие в рейсе с заходом в Крым.

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
На июньской сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы вновь будут обсуждаться полномочия российской делегации. Об этом в интервью DW рассказал глава Мониторингового комитета ассамблеи, австрийский депутат Штефан Шеннах. Однако, по его словам, российские депутаты сами не хотят возвращаться в ПАСЕ до конца года.

DW: Господин Шеннах, означает ли снятие с повестки дня нынешней сессии ПАСЕ вопроса о пересмотре санкций против российской делегации то, что они продлены до конца года?
http://www.dw.de/a-18405777

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
ЦЮРИХ (Рейтер) - Власти Швейцарии открыли уголовное дело в отношении лиц, подозреваемых в злоупотреблениях и отмывании денег при распределении прав на проведение чемпионатов мира 2018 года в России и 2022 года в Катаре.

Швейцарская прокуратура также сообщила в среду об изъятии данных и документов, хранившихся на компьютерах ФИФА.

Представитель международной федерации футбола отказался от комментариев.

Ранее американские газеты сообщили, что власти Цюриха арестовали ряд высокопоставленных функционеров ФИФА, которые могут быть экстрадированы в США по обвинениям в коррупции.
http://ru.reuters.com/article/topNews/idRUKBN0OC1T420150527

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
Апелляции к международному праву являются важной частью официальной риторики Российской Федерации.

Упрекая другие правительства в нарушении норм международного права, руководители страны утверждают, что наше государство соблюдает международное право, защищает его, отстаивает его принципы. Формулировки, касающиеся как нарушений права, так и задач по его усовершенствованию и защите, повторяются из года в год и могут показаться привычными. Однако, рассматривая динамику заявлений первых лиц государства, мы обнаружим некоторые сдвиги не столько в самом их содержании, сколько в интонации.

Так, например, выступая в 2003 г. на международной конференции «Мир, безопасность, международное право – взгляд в будущее», Владимир Путин говорил о том, что основополагающие принципы международного права мир «собирал буквально по кирпичикам», однако в последнее время обнаружились многие несовершенства существующей правовой системы, неадекватность ее механизмов. Через десять лет, в 2013 г., министр иностранных дел Сергей Лавров сформулировал позицию России следующим образом: «Мы хотим быть лидерами в отстаивании международного права и принципов, закрепленных в Уставе ООН».
http://ni.globalaffairs.ru/natsionalnyj-interes-i-mezhdunarodnoe-pravo/?utm_source=mainsite&utm_medium=site&utm_campaign=FILIPPOV

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
Сенат США 78 голосами против 21 принял решение ввести запрет на применение пыток при допросах подозреваемых в терроризме и других заключенных на территории Соединенных Штатов.

Эта мера законодательно закрепляет указ президента Обамы, запрещающий использование того, что официальные лица когда-то назвали «методами допроса с пристрастием». Теперь этот указ стал федеральным законом.

«Мы должны вновь заявить о приверженности фундаментальному принципу, согласно которому пытки в Соединенных Штатах не применяются – причем, без каких-либо исключений или оговорок – и приложить усилия к тому, чтобы ошибки прошлого никогда не повторились», – заявила сенатор Дайенн Файнстайн.

Файнстайн, – один из наиболее влиятельных демократов в составе сенатского Комитета по разведке, – была одним из авторов опубликованного в прошлом году и потрясшего всех доклада. В нем подробно описаны продолжавшиеся многие годы нарушения и злоупотребления – от пытки водой до ректального кормления, – которые допускались при допросах заключенных, содержащихся на территории США, со времени терактов 11 сентября 2001 года.

Этот утвержденный во вторник законопроект ограничивает возможности американских служб от Пентагона до ЦРУ методами допроса, описанными в боевом уставе сухопутных сил США. Он был принят в качестве поправки к обсуждаемому Сенатом огромному законопроекту об ассигнованиях на военные цели и полномочиях применительно к военным действиям.

Председатель сенатского Комитета по делам вооруженных сил Джон Маккейн также участвовал в подготовке поправки о запрете пыток. Ветеран вьетнамской войны и бывший военнопленный Маккейн сказал, что знает «на собственном опыте, что при помощи жестокого обращения с пленными не получить хорошей, достоверной информации».

«Наши враги действуют бессовестно. Мы не должны поступать так же, – заявил Маккейн. – Мы должны продолжать настаивать на том, чтобы методы, которые мы используем в этой борьбе за мир и свободу, всегда должны быть справедливыми и честными, как и те цели и идеалы, за которые мы боремся».

Не все американские политики придерживаются такого же мнения. Некоторые сенаторы-республиканцы, а также некоторые потенциальные кандидаты в президенты считают, что в крайних случаях, когда под угрозой оказываются жизни американцев, власти США должны иметь определенную свободу действий в том, что касается выбора методов получения информации от подозреваемых в терроризме.

Несмотря на поддержку законопроекта подавляющим большинством сенаторов, его судьба пока не решена. Президент Обама выступал против пыток с самого начала своего президентства, однако Белый дом грозит наложить вето на Закон о полномочиях в области национальной обороны в связи с некоторыми его положениями о военных расходах.

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Спонсируемый контент


Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 3 из 6]

На страницу : Предыдущий  1, 2, 3, 4, 5, 6  Следующий

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения