thematical forum

forum dedicated political and social problems


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Судан и вокруг него

На страницу : Предыдущий  1, 2

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 2 из 2]

26 Re: Судан и вокруг него в Чт Мар 08, 2012 12:33 am

Admin


Admin
Судан: ситуация в штате Южный Кордофан

Президент Судана Омар аль-Башир поклялся «смести» оставшиеся оплоты повстанцев в Южном Кордофане. Это произошло на митинге Народных сил обороны (НСО), который явился кульминацией мобилизации указанных полувоенных формирований. Напомним, что НСО были созданы Хартумом в период активной фазы военных действий между Севером и Югом и считается «политической милицией» правящей Партии национального Конгресса (ПНК). По разным данным, в настоящее время мобилизовано около 10 тыс. бойцов НСО, которые должны восполнить дефицит в живой силе правительственных сил. Это особенно актуально сейчас, когда суданские власти приняли решение о генеральном штурме основной цитадели повстанцев в Южном Кордофане г. Кауда. Это ясно следует из заявлений суданского президента на том же митинге, так как он пообещал в скором времени совершить торжественную молитву именно в Кауде.

Сейчас по всем регионам Судана спешно организуются лагеря подготовки НСО, формируются бригады и дивизии, раздается оружие. По замыслам Хартума, общее число мобилизованных составить около 18 тыс. человек. Основной вопрос – способность этой полувоенной милиции организовывать какие-либо осмысленные наступательные действия. Мобилизация милиции свидетельствует о том, что потенциал вооруженных сил страны находится «на пределе». Резервисты из НСО должны пройти своеобразным «крестовым походом по Южному Кордофану» и завершить разгром южносуднских сил и повстанцев. Будем настаивать именно на такой формулировке, поскольку суданским войскам сейчас противостоят именно южносуданские вооруженные формирования и партизаны нуба, которые в период гражданской войны воевали на стороне Джубы и входили в регулярные части Суданской народно-освободительной армии (СНОА).

Суданским вооруженным силам предстоит решить две основные задачи: они должны взять два основных оплота повстанцев Джао и Кауду. В последней действуют повстанцы нуба. В Джао расквартирована 4 дивизия СНОА. Если армии удастся решить эти две задачи, то ситуация в штате Южный Кордофан и Голубой Нил перейдет в фазу партизанской войны, наподобие дарфурской. Это позволит отодвинуть вопрос о распаде Судана на долгосрочную перспективу и доказать Западу свою «жизнеспособность». Решить это возможно только силами регулярной армии при активной поддержке авиации, но никак не с помощью милиции. Роль последней видимо все-таки будет вспомогательной: ее отряды должны встать гарнизонами в «освобожденных районах» и не дать противнику возможности свободно передвигаться по региону и получать снабжение из Южного Судана. Отметим при этом, что действия отрядов НСО будут серьезно затруднены фактором «чужой территории» при отсутствии лояльности со стороны большей части местного населения.

Отметим еще два факта. Первый – это обвинительный вердикт, который был выпущен Международным уголовным судом (МУС) в отношении министра обороны Судана Абдель-Рахима Мохаммеда Хусейна буквально накануне начала «генерального наступления» на позиции повстанцев в Южном Кордофане. Суданский президент при этом публично задался вопросом: «Почему это произошло именно сейчас?». Он же и разъяснил причины, прозрачно указав при этом на деструктивную роль США в регионе и их полной поддержке южносуданцев и повстанцев Дарфура и Южного Кордофана. По словам О.аль-Башира, «США испытывает нас на прочность уже в течение 20 лет, при этом используя политику «кнута и морковки»». Он также отметил, что «такая политика нас не устраивает, и такая «морковь» нам не нужна, поскольку она «отравленная». О.аль-Башир отметил, что Вашингтон взял курс на «раздел страны» по южносуданскому сценарию, и обвинил специального посланника США по Судану Лимана «в сотрудничестве с повстанцами в Дарфуре». В этой связи мобилизацию НСО и организацию их лагерей по всей стране необходимо рассматривать еще и как попытку противопоставить полувоенные формирования возможным попыткам мятежа «на местах» и искоренению «зреющей измены». Под последней необходимо иметь ввиду и возможные варианты организации военного мятежа в самой суданской армии, поскольку нынешний министр обороны А-Р. Хусейн непопулярен среди офицерского корпуса. Стремление «разбавить» армейские части «политизированной милицией» в данном случае объясняется еще и созданием дополнительных гарантий на предмет возможной смуты в войсках. Кроме того, войска под предлогом борьбы с повстанцами ударными темпами перебрасываются в мятежные регионы, а их место в столичном регионе, прежде всего, занимают отряды НСО. Это принципиально важный момент, поскольку любой военный мятеж в реалиях Судана имеет шансы на успех только в случае его реализации непосредственно в столице.

Второе. Акцентируя внимание на «антиамериканизме», О.аль-Башир выразил поддержку «ливийской революции» и процессам «арабской весны» в целом. Если в случае с Каддафи речь идет о «личных счетах», то поддержка «трансформации в арабском мире» не случайна. Это явная попытка показать, что исламисты, которые приходят на смену дикторским режимам, являются потенциальными союзниками нынешнего суданского режима, который по своей сути является образцом правления умеренных «Братьев-мусульман».

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

27 Re: Судан и вокруг него в Сб Мар 17, 2012 11:37 pm

Admin


Admin
Судан: конец эпохи О.аль-Башира?

Суданский президент О.аль-Башир подтвердил свое намерение не выдвигать свою кандидатуру на предстоящих президентских выборах. «Я не планирую этого делать на конференции партии Национального Конгресса, которая состоится в следующем году. Эта конференция собирается каждые четыре года, и выбирает лидера партии, который автоматически становится кандидатом в президенты», - заявил нынешний суданский лидер. Напомним, что О.аль-Башир, который пришел к власти в 1989 году в результате военного переворота, в последнее время подвергается сильному прессингу со стороны своих однопартийцев. Они требовали глубоких реформ и в партии, и в государстве, в связи с чем регулярно выпускались соответствующие заявления и манифесты, которые были по большей части анонимные, хотя ряд экспертов указывает на то, что их авторами были представители «исламистского крыла». «Молодые кадры» тоже несколько раз выступали с требованиями «пустить свежую кровь в руководство партии» и «провести партийные реформы». За этим стоят требования «кардинальной смены политического курса и смещения слоя старой партийной элиты». На встрече с молодежным крылом партии в прошлом году О. аль-Башир подвергся очень резкой критике за коррупцию и неспособность провести необходимые экономические реформы. В этой связи он пообещал, что будет принят закон, согласно которому возраст президента страны не должен превышать 60 лет, а правительство будет серьезно обновлено.

Но обещания остались обещаниями. После выборов 2010 года новое правительство осталось фактически прежним, в нем преобладают фигуры, которые пришли к власти вместе с О.аль-Баширом в 1989 году. Представляется, что на этот раз О.аль-Башир не блефует, хотя это не исключено. Необходимо учитывать, что его статус обвиняемого Международным уголовным судом (МУС) очень серьезно беспокоит суданскую партийную элиту. Напомним, что сразу же после вынесения обвинительного вердикта ближайшее окружение О.аль-Башира (руководитель разведки С.Гош, первый вице-президент О.Таха, советник Нафи, и др.) всерьез раздумывало о его смене, дабы сохранить режим и избежать угрозы возможного военного вторжения со стороны коалиции сил НАТО. Эта угроза никуда не ушла.

Прошедшие в 2010 году выборы бойкотировались оппозицией, что очень принципиально с точки зрения достижения национального консенсуса. Об этом сейчас серьезно размышляют в правящей ПНК. Связано это, прежде всего, с эрой «арабской весны» и печальным примером египетского президента Хосни Мубарака. Суданская верхушка хочет сыграть в данном случае «на опережение». В этой связи не удивимся, если на предстоящих президентских выборах за пост президента будет бороться новый кандидат от ПНК, который а) будет свободен от обвинений МУС, что даст Западу возможность спокойно с ним контактировать и б) будет способен объединить вокруг себя молодежное крыло партийцев. Наиболее вероятным кандидатом на этот пост, по нашим оценкам, является нынешний министр иностранных дел Али Карти. Он сам выходец из «исламского комсомола», долгое время возглавлял отряды народного исламского ополчения. То есть устраивает и молодежь, и старую элиту, и набирающих влияние исламистов. Карьера А.Карти в последнее время развивалась резко по восходящей, он вхож в «ближний круг» президента, который обязательно берет его на наиболее важные встречи. То есть О.аль-Башир готовил себе замену, исходя, в том числе и из вопроса своей личной неприкосновенности после ухода из власти. Хотя несомненно, что даже в этом качестве он все равно будет оказывать значительное влияние на внутриполитические процессы в стране. Заметим при этом, что не всех в партии «радует» такая перспектива. В частности, реакция на заявление О.аль-Башира о своем нежелании «переизбираться» была несколько «нервной», поскольку часть старой элиты отдает себе отчет в том, что его уход будет означать и их отставку в очень скором времени.

Тенденция к союзу с исламистами в регионе проявилась и во время визита нового советника О.аль-Башира Миргани (представитель оппозиционной ЮДП) в Каир. Тогда он «пробрасывал» идею создания конфедерации между Египтом и Суданом. Это пока в теории, но сам посыл очень понятен. Альянс с «исламистским Египтом», что во времена Мубарака было невозможно по определению, открывает режиму в Хартуме новые возможности не только в регионе (особенно по вопросам использования вод Нила и единой позиции с Каиром по этому вопросу), но и в мире. Игнорировать такой союз не смогут даже американцы, которые, безусловно, при таком сценарии будут вынуждены пойти на смягчение санкций, и уже тем более отложить в «долгий ящик» вопрос о возможной военной интервенции. При этом Хартум сохраняет верность своим идеологическим догмам. Каир в свою очередь получает новый рынок, выход к Центральной Африке и Порт-Судану, который географически расположен более выгодно, нежели египетские порты.

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

28 Re: Судан и вокруг него в Ср Апр 25, 2012 7:28 pm

Admin


Admin
О межсуданских отношениях

Суданские ВВС нанесли бомбовые удары по двум городам и переправам в Объединенном штате (Южный Судан). Говорить в данном случае о «массированных бомбардировках», как это утверждают со ссылкой на южносуданских официальных лиц ряд СМИ, не приходится. Об этом свидетельствуют официальные данные Джубы о потерях (3 человека убитыми). Следует также понимать, что суданские ВВС чисто по техническим и качественным показателям не в состоянии вести «массированные бомбардировки» в принципе. Напомним, что «ракетно-штурмовые удары», которые суданские ВВС периодически наносят «по позициям повстанцев в Дарфуре, осуществляются по следующей схеме: бомбы загружаются в транспортные самолеты (всего две единицы) и вручную через задний грузовой люк скидываются по целям. Говорить в этой связи о какой-то точности и эффективности не приходится. По целям в Объединенном штате «работали» МИГи, которые по своим ТТХ не приспособлены к нанесению бомбардировочных ударов.

Разрушение мостов осуществляется для затруднения переправки южносуданских сил, а особенно – тяжелой техники, в случае, если Джуба вновь решит атаковать Хеглиг. Хартум в этой связи реагирует на объявленную в этом штате мобилизацию «добровольцев», число которых достигло 1,5 тыс. человек. Бомбардировка столицы Объединенного штата города Бенту была «актом возмездия» за разрушения инфраструктуры Хеглига. По данным Хартума, что подтверждается независимыми источниками, южносуданские военные за время своего недолгого пребывания разрушили центральную наносную станцию и вывели из строя всю автоматику. По самым скромным подсчетам, Хартум в результате боевых действий был вынужден сократить на 60% ежедневную добычу нефти (115 000 баррелей в день).

Есть все основания полагать, что суданская армия не начнет продвигаться вглубь южносуданской территории. Это объясняется рядом причин, из которых выделим несколько основных. Самая главная – это неспособность суданских вооруженных сил вести некие осмысленные боевые наступательные действия не только на враждебной им территории Южного Судана, но и на своей территории в штатах Южный Кордофане и Голубой Нил. Бои за второй по величине город Южного Кордофана Талоди это убедительно демонстрируют: повстанцы из СНОД-Север продолжают попытки по захвату окружающих деревень и пригородов, а суданская армия фактически оказалась «запертой» в городе и ограничивается только лишь отражением атак. При такой потере стратегической инициативы любое наступление является невозможным. Тем более что суданская авиация старается разрушить переправы в приграничных районах Южного Судана, что делает невозможным задействования тяжелой техники для развития наступления.

Воинственную риторику Хартума, которая сейчас нагнетается усиленными темпами, следует отнести в полной мере к попыткам суданских властей реабилитировать себя в глазах собственного народа за абсолютное плачевное состояние вооруженных сил и неспособность адекватно реагировать на внешние угрозы. С этой же точки зрения надо оценивать и победные реляции генерального штаба о «потерях среди повстанцев», которые физически превышают все силы повстанцев и южносуданских военных в Южном Дарфуре, Южном Кордофане и Голубом Ниле.

Второе. В случае наступления на Южный Судан Хартум лишается поддержки мирового сообщества, которая сейчас играет основную роль в минимизации конфликта и вынуждению сторон к возобновлению переговоров. Напомним, что «добровольный» уход южносуданских частей из Хеглига стал возможен только после того, как все крупные международные игроки (включая ООН) солидарно осудили Джубу.

Провал дипломатической битвы за Хеглиг, который Джуба считает исконной землей титульной нации Южного Судана динка, фактически признал вице-президент Р.Машар. Он объяснил решение правительства Южного Судана об уходе из Хеглига вынужденной мерой на реакцию международного сообщества, которое пригрозило санкциями Джубе в случае продолжения оккупации этого района. И это было решающим аргументом, поскольку попадение под такой режим стало бы для нового государства катастрофой.

Вообще выбор новым южносуданским руководством способа консолидировать свою политическую элиту и общество путем стимулирования антихартумских настроений и проведения маленькой «победоносной войны» вписывается в самые пессимистичные сценарии развития взаимоотношений двух стран. Принципиальна важна в этой связи позиция членов Совета Безопасности ООН, которые четко указали Джубе на невозможность для нее разыгрывания этой карты. Тем более что в условиях отсутствия демаркации границы таких спорных районов как Хеглиг насчитывается семь, и каждый из них может превратиться в очаг нового вооруженного конфликта.

Повторим ранее озвученный нами тезис о том, что стороны не готовы к «долгоиграющим конфликтам» в силу экономических причин, а также четко выраженной позиции Совета Безопасности ООН. А это означает, что переговоры между ними под эгидой Афросоюза безусловно начнутся в самое ближайшее время.

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

29 Re: Судан и вокруг него в Ср Июл 11, 2012 3:46 pm

Admin


Admin
Судан: принятие антикризисных мер

А.А.Быстров

Суданское правительство опубликовало список внеочередных антикризисных мер по стабилизации национальной экономики. Основной проблемой в преодолении финансового кризиса называется резкое падение бюджетных поступлений от экспорта углеводородов. Судан потерял 75% своих нефтяных запасов в результате отделения Южного Судана. Это вызвало двойной макроэкономический дисбаланс: падение экспортной выручки и резкое (50%) уменьшение внутренней налоговой базы. Надежда на доходы от транзита южносуданской нефти не оправдались в силу замораживания ее экспорта. В этой связи Хартум был вынужден перестраивать свою экономику, для чего была разработана трехгодичная Программа экономического спасения (2012-2014), которая предусматривает следующие меры, в основном сводящиеся к минимизации дисбаланса между социальными расходами и бюджетными поступлениями, а также ослабление (девальвация) национальной валюты.

Социальные расходы предполагается резко урезать. Государственный аппарат в этой связи должен быть сокращен более чем на 50%. Это примерно 360 постов и должностей в исполнительной и законодательной ветвях власти всех уровней.

Поднимется уровнь акцизов на бензин, который сейчас дешев. В Судан идет поток контрабандной дешевой нефти из соседних стран (кстати, из того же Южного Судана и Ливии), что наносит ущерб фискальной системе страны. В Судане продолжает находиться миссия ООН и различные международные организации, которые задействуют порядка 30 000 автомобилей и 30 самолетов. При этом они пользуются дешевым топливом. По замыслу правительства, повышение акцизов в первую очередь должно коснуться именно бензина, а не дизельного топлива, который использует общественный транспорт. Тем не менее, по некоторым оценкам, тарифы на услуги общественного транспорта возрастут на 30%.

Будут заморожены расходы на улучшение инфраструктуры и откажутся от уже принятых проектов в этой сфере. Предусмотрены сокращение трат на бензин для государственного аппарата на 15%. Также сокращаются выплаты правительства по внутренним обязательствам. Повышаются налоги на импорт с 10% до 13%, налог на добавленную стоимость с 15% до 17%, налог на прибыль с 15% до 30%. Предполагается приватизация значительной части предприятий и компаний государственногосектора.

Дефицит бюджета составляет в настоящее время 6 млрд суданских фунтов. Это, прежде всего, объясняется налоговым дефицитом, который оценивается в 3.6% от ВВП. Это на 2% больше запланированного в бюджете. Поправки в бюджет, внесенные в рамках борьбы с кризисом, предусматривают рост экономики в этом году на 2%, увеличение денежной массы на 12%, инфляции на 25%. Это меры вряд ли можно будет реализовать при таком налоговом дефиците.

Высокий уровень последнего будет стимулировать инфляцию и давить на макроэкономическую стабильность. Встает вопрос и о том, за счет чего финансировать этот дефицит с учетом отсутствия внешнеэкономических банковских услуг. Все перечисленные выше меры помогут в какой-то мере стабилизировать бюджет, но одновременно подстегнут инфляцию, которая к концу этого года составит 30%. Этот факт может совершенно спокойно нивелировать все бюджетные поступления, которые ожидаются в результате повышения налогов.

Правительство также намерено сократить пропасть между официальным и «черным» обменным курсом в стране, что предусматривает девальвацию национальной валюты на 63% к концу этого года. Это увеличит цены на импортируемые товары народного потребления и продовольствие. С другой стороны будет облегчен ненефтяной экспорт (хлопок, мясо, и т.п.).

Успех предложенных реформ необходимо будет оценивать в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Эксперты оценивают рост нефтяных акцизов как долгоперспективное с учетом общей бедности суданской экономики. Приэтомтакойшагчреватростомценнапродуктыпитанияискачкоминфляции. Сокращение и реформирование государственного аппарата даст эффект только при безусловном выполнении всех заявленных ранее требований, а также создания новой системы координации между центральным аппаратом и властями штатов. Естественно, что указанные меры могут дать долговременный эффект только при условии переориентации экономики страны на несырьевые сектора.

Основной опасностью нынешних реформ является тот факт, что ухудшение ситуации в краткосрочной перспективе может перекрыть все долгоиграющие дивиденды. Огромный дефицит бюджета и инфляция будут усиливать друг друга. Ухудшение уровня жизни может привести к росту социальной напряженности и взрыву. При этом Хартум не может рассчитывать на внешние заимствования в силу продолжающегося режима санкций.

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

30 Re: Судан и вокруг него в Чт Июл 19, 2012 3:00 pm

Admin


Admin
Судан: выполнение антикризисной программы

А.А.Быстров

Международные эксперты продолжают отслеживать выполнение антикризисной программы в Судане. Ситуация в суданской экономике напрямую увязывается при этом со стартовавшим 14 июля с.г новым раундом переговоров между Хартумом и Джубой по вопросу заключения полномасштабного перемирия и выходу на финальную стадию договоренностей по вопросу возобновления экспорта южносуданских углеводородов через единственный трубопровод в Порт-Судане.

Кризис в экономике, несмотря на все оптимистические высказывания Джубы, фактически разрушил и без того неустойчивую южносуданскую экономику. Страна встречает свою первую годовщину провозглашения независимости в фактическом политическом и экономическом коллапсе, оправдывая тем самым самые фатальные прогнозы. В этой связи южносуданское руководство предприняло спорный шаг по привлечению в качестве посредника в вопросе урегулирования нефтяных споров Эритрею. Последняя охотно берется за любые инициативы в регионе, преследуя при этом очевидные политические цели, суть которых сводится прежде всего к нанесению максимального ущерба Эфиопии. Эфиопское руководство, которое является основным посредником (совместно с лидером «африканских мудрецов» Т.Мбеки) на переговорах между конфликтующими сторонами, к такой инициативе Суданского народно-освободительного движения (СНОД) отнеслось ревниво, что не могло сказаться на всей динамике переговорного процесса. Аддис-Абеба совершенно справедливо заподозрило Джубу в стремлении несколько пошантажировать ее, особенно с учетом появившихся данных о том, что Асмэра и Джуба достигли договоренностей о предоставлении южносуданской территории для размещения на ней отрядов группировок-оромо, которые действуют против центрального правительства Эфиопии.

Хартум при этом, похоже, не верит в скорый прогресс на переговорах. Правительство подготовило и начало свою программу жесткой экономии, от успеха которой как ни парадоксально будет зависеть и общая динамика на переговорах с Джубой.

Эксперты в настоящее время обращают внимание на то, что суданское правительство имеет серьезную фору в проведении непопулярных мер, поскольку легальная оппозиция слаба. Они не ожидают в этой связи повторения тунисского или египетского вариантов в среднесрочной перспективе.

Итак, в каком состоянии сейчас находится процесс объявленной «шоковой терапии».

1. Сокращение на четверть административного и государственного аппарата. Этот процесс завершен. Именно от этого варианта зависит общий успех реформы. При этом ряд экспертов отмечает, что при отсутствии альтернативной компактной модели есть высокий риск наступления управленческого коллапса.

2. Сокращение числа государственных постов в администрации президента и аппарате парламента. В общем будет сокращено 105 должностей и 9 советников президента и главы парламента. Этот процесс еще не начался.

3. Сокращение числа министров всех уровней (федерального и местного) с 31 до 26. Этот процесс фактически уже завершен.

4. Сокращение числа экспертов и лиц, работающих по контрактам в правительстве. Этот процесс завершен, сокращено 54 человека.

5. Сокращение всех конституционных постов в исполнительной и законодательной ветвях власти. Процесс не начался.

6. В экономической сфере повышены налоги: НДС – с 15% до 17%., налог на импорт, налоги на банковские услуги - с 15 до 30%. Одновременно не выполнены до сих пор мероприятия по сокращению на четверть бюджетных выплат на социальные проекты; введение барьеров для поступления контрабандных товаров в Южный Судана; приватизация ряда государственных предприятий и объектов; сокращение топливных затрат аппаратами правительства и парламента; введение топливного учета (карточек); аудит бюджетных расходов; пакет антикоррупционных мер, контроль за предоставлением налоговых льгот отечественным компаниям. В случае пробуксовки указанных мероприятий эффект от программы «шоковой терапии», по оценке ряда экспертов, нивелируется уже в среднесрочной перспективе.

За месяц, который прошел с начала антикризисной программы, цена на 1 галлон дизеля в столице выросла на 58.8%; галлон бензина – на 38,5%, сжиженный газ – 12.5%; мясо – на 40%; Инфляция выросла на 37.2% . Курс национальной валюты – с начала года с 2.68 до 4.41 за доллар США (официально); с 4.75 до 5.80 (черный рынок). Пока освобождены от повышения налогов импортные лекарства, сахар, пшеница. Сокращены субсидии на молоко и растительное масло, что вызвало сразу же скачок цен в два раза.

Дарфур до сих пор не получил обещанные субсидии, что самым негативным образом сказывается на динамике переговорного процесса в рамках «Дарфур-Дарфур» и стимулирует прирост недовольных под знамена легальной оппозиции. При этом общий рост цен в провинции не меньше столичного. При этом Хартум пытается инициировать кампанию в Дарфуре по отвлечению внимания населения от «временных трудностей» путем обвинения в заговоре против «единого Судана» дарфурских повстанцев, южносуданских властей и еврейского лобби США. Отвечает за эту кампанию помощник президента Судана Нафи, который уже находится в провинции.

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

31 Re: Судан и вокруг него в Вт Июл 24, 2012 1:02 am

Admin


Admin
О чадско-суданских отношениях

А.А.Быстров

Стабильные чадско-суданские отношения подверглись в начале июля серьезной угрозе. Согласно достоверным данным, 6 июля с.г. в Чаде была предпринята попытка государственного переворота. Группу путчистов возглавляли: Тиман Депу Атино бывший руководитель Дома Загава (совет племенного союза), генерал Осман Башар Атино, посол Чада в Саудовской Аравии, командир милиции в г.Фарчана полковник Алсадик Сибро, командующий чадской группой войск в составе смешанного судано-чадского контингента войск на границе двух стран генерал Джума Мохамад Атино. Последний был вызван после срыва попытки мятежа в столицу президентом Идрисом Деби «для дачи объяснений» и казнен.

Все мятежники принадлежат к «ближнему кругу» президента И.Деби, а многие являются его родственниками. Причиной недовольства путчистов было «потеря И.Деби контроля за страной и правительством». Все руководители мятежа уже арестованы. Проводятся следственные действия.

По оценкам ряда экспертов, основной причиной мятежа стало недовольство племенной верхушки загава соглашательской политикой нынешнего чадского лидера, который допустил слишком большие уступки Хартуму, в том числе и по вопросу создания объединенных сил на судано-чадской границе. Напомним, что этот институт, который был самым весомым свидетельством резкого и, для многих обозревателей, «неожиданного» сближения между Суданом и Чадом в 2011 году, на сегодняшний день является наиболее эффективным гарантом сохранения относительной стабильности в Западном Дарфуре. Объединенное патрулирование в значительной степени осложняет партизанам из Движения за справедливость и равенство (ДСР) в Дарфуре снабжение оружием, топливом и продовольствием из Чада. Это, безусловно, сказывается на боеготовности повстанцев и вынуждает их отходить из Западного Дарфура на север и юг.

Подчеркивается также тот факт, что значительная часть мятежников являлись родственниками погибшего харизматичного лидера ДСР Ибрагима Халиля. В племенной верхушке загава практически в открытую говорят о том, что И.Деби сыграл одну из ключевых ролей в операции по нейтрализации И.Халиля на территории Судана недалеко от чадской границы. Сам И.Халиль при этом был одной из значимых фигур не только в ДСР, но и в самом Чаде. В частности, он пользовался покровительством американских и французских спецслужб и реально претендовал на лидерство в племенном союзе загава. В частности, подконтрольные ему вооруженные отряды оправданно конкурировали по степени боеготовности с национальной армией Чада. Это угрожало монополии И.Деби на власть, и совершенно оправданно, что он всеми способами пытался укротить амбиции И.Халиля. Сначала он отобрал у него паспорт Чада и лишил тыловой поддержки в стране, а затем после возвращения конкурента в Судан из Ливии после поражения М.Каддафи передал суданским силовикам информацию о передвижении его отряда. Это собственно и привело позднее к нейтрализации И.Халиля.

Попытка мятежа свидетельствует о том, что в племенной верхушке загава зреет недовольство режимом И.Деби и его союзом с суданцами. Основной силой путчистов должна была стать группа чадских войск, которая патрулирует границу с Суданом, и которую сейчас спешно реорганизуют. Сам по себе попытка мятежа вряд ли скажется на готовности И.Деби сохранять альянс с Хартумом, по крайней мере в среднесрочной перспективе. Это не исключает однако, что чадский лидер вынужден будет пойти на некие уступки племенной верхушке загава, которая курирует контрабанду через границу и неплохо наживается на оказании тыловой поддержки своим соплеменникам из ДСР. Это сразу же должно сказаться на обострении ситуации в Западном Дарфуре, что будет самым значимым индикатором изменения позиции Нджамены в отношении событий в Дарфуре.

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

32 Re: Судан и вокруг него в Ср Сен 26, 2012 5:44 pm

Admin


Admin
Судан-Южный Судан: проект договора по Абъею

Южный Судан принял в субботу 22 сентября с.г. предложение посредников из Африканского союза (АС) по урегулированию проблемы спорного штата Абъей. Эта тема наряду с вопросами безопасности (отказ Джубы о поддержки повстанческих движений на суданской территории) остается одним из последних препятствий на пути заключения Всеобъемлющего мирного соглашения между Суданом и Южным Суданом.

Отметим, что предложение посредников из команды Т.Мбеки учитывает точку зрения южносуданцев о проведении референдума о самоопределении Абъея в октябре будущего года на условиях участия в нем только постоянно проживающих резидентов из африканского племени динка и кочевников миссерия. Это основной камень преткновения, поскольку при такой схеме штат однозначно по итогам референдума отойдет к Южному Судану. Динка, которые проживают оседло на территории Абъея, превосходят по численности миссерия, которые являются кочевниками и появляются на территории штата только в сухой сезон.

Такое предложение пока никак не комментируется в Хартуме, там ожидают, что племенная верхушка миссерия его отвергнет. Но и в Джубе различные политические круги восприняли предложение АС неоднозначно. Однозначно позитивно его встретили правительственные чиновники в Джубе из т.н. «абъейской мафии», которые через главу президентской администрации Л.Бейонга выразили поддержку инициативе АС и пообещали принять ее без всяких предварительных условий. «Я думаю, что справедливость восторжествовала. Предложение ясно признает долгие страдания народа Абъея. Оно признает право участия в референдуме только за постоянными резидентами штата, и это то, чего мы хотели достичь» – заявил Л.Бейонг. Он объяснил, что Абъей становится при этом сценарии штатом со специальным статусом, даже в случае, если на референдуме население проголосует за присоединение к тому или иному государству. Поясним, что согласно предложению АС, «постоянными резидентами» будут считаться лица, которые постоянно проживали в штате не менее, чем за три года до подписания ВМС между Хартумом и Джубой в 2005 году. При этом существует определенная хитрость, которая заключается в том, что после 2005 года многие динка перебрались на заработки на север страны, а после отделения Южного Судана по команде того же Л.Бейонга стали возвращаться в массовом порядке обратно в Абъей для «создания численного перевеса».

В свою очередь заместитель председателя Суданского народно-освободительного движения (СНОД) Дж.Агок, который курирует регионы, крайне скептически высказывается о предложениях АС. Он считает, что достигнуть прочного мира в Абъее в условиях нахождения там суданских военных формирований и без замены их на «нейтральных миротворцев» невозможно. Вторым препятствием, по его оценке, является отсутствие действенного международного механизма контроля по выполнению суданским правительством условий соглашения. Такими механизмами мог бы стать аппарат ООН. В любом случае, оговорка Джубы про международный контроль здесь принципиальна, поскольку и руководство Афросоюза, и Вашингтон раздражены упорством Хартума, и предполагают усилить на него прессинг в случае отказа от предложения посредников из АС.

Предложения АС предлагает решение вопроса в распределении нефтяных прибылей. 30% получает Джуба, 50% — Хартум, и 20% идут в фонд развития штата Южный Кордофан, который будет коллективно управляться двумя сторонами при наблюдении АС. Основными целями этого фонда должны стать ускорение и развитие штата Южный Кордофана в плане создания социальной инфраструктуры, дорог, систем получения чистой воды, и т.п. Важная часть этой программы – ликвидация условий, которые вынуждают кочевников к совершению сезонных кочевий и перевод их на оседлый образ жизни. В этой связи суданские власти высказывают соображение, что такие решения должны приниматься исключительно по предварительному согласованию с племенной верхушкой миссерия. Еще одним условием, на котором настаивает Хартум – это рассмотрение вопроса о прекращении поддержки Революционного Фронта Судана (РФС) со стороны Южного Судана в одном пакете с договоренностями по Абъею. В любом случае ждать от суданского руководства каких-то быстрых ответов не приходится, а это затягивает весь процесс достижения мирных договоренностей между двумя странами, как минимум, до конца ноября с.г.

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin
В настоящее время важнейшим направлением внешнеполитической деятельности суданского руководства являются отношения с Южным Суданом – бывшей частью единого Судана, ставшей в июле 2011 г. независимым государством. Большое внимание в Хартуме уделяют отношениям с соседними странами, особенно с Египтом и Чадом. Суданские руководители стремятся улучшить отношения с США, добиться отмены односторонних американских санкций, введенных в отношении официального Хартума. Традиционно видное место отводится многоплановым связям с Китаем. Активно развиваются отношения с рядом арабских и мусульманских стран.

В период, предшествовавший получению Южным Суданом независимости, Хартум и Джуба не сумели урегулировать целый ряд проблем и взаимных претензий, что сделало отношения между соседними странами напряженными, с отчетливо выраженной взаимной враждебностью. Речь, прежде всего, идет о демаркации двухсторонней границы, наличии спорных территорий, на которые претендуют как Хартум, так и Джуба (главный объект спора — нефтеносный район Абъей), и распределении доходов от экспорта нефти, большая часть которой добывается в Южном Судане, а экспортный трубопровод проходит через Судан. В результате за короткий период времени два Судана неоднократно оказывались на грани войны.

В последние месяцы, под давлением возможных санкций со стороны Совбеза ООН и учитывая катастрофическое состояние экономик двух стран, Хартум и Джуба после длительных и сложных переговоров при посредничестве Африканского союза подписали ряд соглашений по вопросам обеспечения безопасности в районе границы и экономическом сотрудничестве. В частности, была достигнута договоренность о создании буферной демилитаризованной зоны по обе стороны границы и взаимном прекращении поддержки повстанцев, что было главным условием Судана для нормализации отношений с южным соседом. Кроме того, Хартум и Джуба договорились о разделе доходов от экспорта нефти, что позволило Южному Судану принять решение о возобновлении ее добычи, приостановленной в январе 2012 г. после того, как Судан начал изымать часть «черного золота» в качестве платы за его перекачку. В то же время Хартум и Джуба не смогли и в ближайшее время вряд ли смогут прийти к согласию по демаркации границы и принадлежности района Абьей — двух наиболее острых проблем, нерешенность которых может вновь спровоцировать вооруженный конфликт. Стороны продолжают трудный диалог, а напряженность между Суданом и Южным Суданом сохраняется.

Пограничные и территориальные споры в Северо-Восточной Африке и на Африканском Роге имеют исторические корни. Еще в доколониальные времена точных границ здесь определено не было и вопрос об исторической принадлежности той или иной местности сильно запутан. Население, особенно кочевники, свободно перемещалось по всей территории региона. Проблема прохождения границ стала приобретать особую остроту по мере обнаружения на спорных землях месторождений полезных ископаемых. Все это в полном объеме проявляется в отношениях Судана с его соседями. К тому же сохранение напряженности в отношениях Судана с соседними странами было обусловлено неурегулированностью политических проблем и деятельностью оппозиционных сил в Судане и сопредельных с ним государствах.

Судан и Чад на протяжении длительного времени обвиняли друг друга в поддержке повстанческих оппозиционных сил в каждой из стран. Дело доходило до разрыва дипломатических отношений и пограничных вооруженных конфликтов. Однако в феврале 2010 г. после визита президента Чада И. Деби в Судан руководители двух государств приняли принципиальное решение отказаться от поддержки оппозиционных повстанческих групп, которые ранее использовались и Нджаменой, и Хартумом для решения своих политических задач по отношению друг к другу. Как видится, Судан пошел на примирение с Чадом в значительной степени в интересах урегулирования ситуации в граничащим с этой страной регионе Дарфур, где с 2003 г. продолжается конфликт между центральным правительством и местными повстанцами. А успех этого урегулирования во многом зависит от позиции Чада. В настоящее время напряженность в отношениях между двумя странами заметно снизилась, хотя говорить об их полной нормализации еще рано.

Суданское руководство спокойно встретило смену власти в Египте. В сентябре 2012 г. президент Судана О. аль-Башир посетил с визитом АРЕ и провел переговоры с новым руководителем Египта М. Мурси. В целом встреча двух лидеров подтвердила преемственность политики Каира в отношении Хартума. Судан и Египет возобновили обсуждение ряда проектов экономического и гуманитарного сотрудничества. Вместе с тем, начало реализации этих проектов тормозится суданским правительством. В Хартуме считают, что предварительно необходимо уладить спорные пограничные вопросы, прежде всего, о принадлежности «треугольника Халаиб» на побережье Красного моря (площадь до 10 тыс. кв. км, население – 18-20 тыс. человек). В настоящее время территорию «треугольника» контролирует АРЕ. Суданцы настаивают на том, чтобы «новый» Египет незамедлительно вывел оттуда свои войска. Как отмечают многие аналитики, проблема Халаиба затрагивает не только экономические интересы двух стран, хотя они велики в свете обнаружения на спорной территории запасов нефти. «Важнее, однако, эмоциональная составляющая конфликта. Отказаться от претензий на Халаиб для каждой из сторон означает перенести национальное унижение». К числу важнейших вопросов в египетско-суданских отношениях следует отнести распределение вод Нила. В 1959 г. Египет и Судан подписали договор по Нилу, который юридически закрепил квоты двух стран на воды этой реки. Ситуация в этом вопросе может серьезно осложниться в случае, если свои претензии на собственную квоту на воды Нила предъявит Южный Судан.

Ливийско-суданские отношения длительное время во многом характеризовались взаимной враждебностью. Поэтому в 2011 г. Хартум поддержал ливийских повстанцев в войне, приведшей к падению режима М. Каддафи. В январе с. г. О. аль-Башир посетил с визитом Ливию, выразив поддержку новому руководству этой страны. Судан подписал с Эритреей и Эфиопией соглашения, предусматривающие взаимный отказ от поддержки оппозиционных сил. Тем не менее, отношения с Эритреей остаются прохладными. С Эфиопией же сотрудничество развивается в целом успешно.

Сложно остаются отношения Судана с США. Вашингтон обвиняет Хартум в действиях, «угрожающих региональной стабильности», в многочисленных и «очень сильных» нарушениях прав человека в стране. Еще в 1997 г. США ввели односторонние экономические санкции против Судана, которые ежегодно продлеваются. Последний раз это было сделано в ноябре 2012 г. При этом в качестве основного аргумента Вашингтон выдвинул тезис о том, «что агрессивная политика суданских властей привела к вооруженным столкновениям в Южном Кордофане, Абъее и штате Голубой Нил». Судан продолжает добиваться отмены санкций, что является крайне важным для экономического, да и политического выживания страны.

Китай долгое время поддерживал тесные отношения с Суданом в различных сферах, в том числе военной. Особое значение Пекин придавал сотрудничеству в нефтяном секторе, импортируя из Судана до 5 проц годового потребления КНР в «черном золоте». Вместе с тем, прагматизм китайцев обусловил налаживание тесных отношений и с Южным Суданом после получения им независимости. И хотя главные нефтяные интересы Китая сейчас связаны с Южным Суданом, Пекин не бросает и Судан. По оценке экспертов, именно Китай имеет наиболее эффективные рычаги влияния на оба Судана.

Судан пытается поддерживать гармоничные разноплановые отношения как с Ираном, так и с аравийскими монархиями, в первую очередь – с Саудовской Аравией. В условиях продолжающегося жесточайшего экономического кризиса и дефицита валюты Хартум получает от Тегерана военную помощь в кредит и «по бартеру», что позволяет поддерживать хотя бы на минимально удовлетворительном уровне боеспособность суданской армии. Отказаться от такой схемы в условиях отсутствия альтернативных источников Судан просто не может, хотя это и вызывает раздражение в саудовской столице. В марте по итогам визита О. аль-Башира в Катар эта страна обещала инвестировать в различные сферы суданской экономики до 2 млрд долларов. Ранее, в 2010 г. при посредничестве Катара было подписано рамочное соглашение между суданским руководством и главной оппозиционной дарфурской повстанческой группировки — Движение за справедливость и равенство.

По информации СМИ, Судан позволяет использовать свою территорию в качестве канала снабжения оружием боевиков радикального палестинского движения ХАМАС в секторе Газа. При этом О. аль-Башир называет Израиль «врагом номер один». Судан обвинил Израиль в бомбардировке в октябре с. г. военного предприятия «Ярмук» в близи Хартума, в результате чего заводу был нанесен серьезный урон.

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Admin


Admin

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

35 Re: Судан и вокруг него в Вс Окт 27, 2013 11:02 pm

Admin


Admin
Африканский союз обвиняет Судан в недопуске наблюдателей

Африканский союз раскритиковал Судан за нежелание допускать наблюдателей организации в спорный район Абьей на границе с Южным Суданом.
Согласно заявлению Африканскго союза, запрошенное посещение богатого нефтью региона было отклонено во второй раз за неделю из-за "надуманных соображений безопасности".
Пограничный конфликт между Хартумом и Джубой, который АС пытается разрешить, тянется еще с провозглашения Южным Суданом независимости в 2011 году.

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

36 Re: Судан и вокруг него в Вс Фев 02, 2014 1:19 pm

Admin


Admin
По оценкам ООН, около 3,8 миллионов человек в Южном Судане остро нуждаются в пище. Причиной массового голода стал начавшийся в середине декабря гражданский конфликт.
Координатор ООН по гуманитарным вопросам в Южном Судане Тоби Ланзен заявил, что на борьбу с продовольственным кризисом понадобится более миллиарда долларов.
http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2014/02/140201_rn_ssudan_food_need.shtml

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

37 Re: Судан и вокруг него в Вт Июн 14, 2016 11:29 am

Admin


Admin
О состоянии вооруженных сил Судана

Вооруженные силы Судана (109,3 тыс. человек) состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Верховным главнокомандующим ВС Судана является президент республики. Он руководит вооруженными силами через Министерство обороны и Объединенный штаб (ОШ). Президенту непосредственно подчинены начальник ОШ и командующие видами ВС. При главе государства имеются Совет национальной обороны и Высший военный совет. Эти органы определяют генеральные направления государственной политики в области подготовки страны и населения к войне, строительства вооруженных сил, развития военной промышленности. Принятые ими решения реализуются через Министерство обороны.

Министр обороны является первым заместителем верховного главнокомандующего. Он отвечает за общие вопросы военного строительства и планы развития вооруженных сил, проведение мобилизационных мероприятий, оснащение ВС вооружением и военной техникой, вневойсковую подготовку населения, осуществляет повседневное руководство оперативной и боевой подготовкой штабов и войск. Объединенный штаб представляет собой единый командный орган по выработке и реализации решений в области обороны страны, защиты ее территориальной целостности.

Сухопутные войска (105 тыс. человек) являются основным и наиболее многочисленным видом ВС. Руководство ими осуществляется штабом, причем начальник штаба сухопутных войск является заместителем начальника ОШ ВС Судана. В боевом составе сухопутных войск имеется 9 дивизий (бронетанковых – 1 , механизированных – 1, пехотных – 6, воздушно-десантных – 1), 12 отдельных бригад: (механизированных — 1, пехотных — 7, разведывательных – 1, артиллерийских — 3), бригада республиканской гвардии и 5 отдельных рот спецназа.

Основное вооружение представлено 663 основными и средними танками, в том числе примерно 200 новейшими китайскими Type 96; 80 легкими танками; примерно 310 артиллерийскими орудиями (60 САУ) калибра от 105 до 155 мм, свыше 520 РСЗО, 636 минометами, примерно 1180 боевыми бронированными машинами, в том числе 75 БМП; до 740 ПТРК, в том числе 450 современными китайскими HJ-8. Подразделения войсковой ПВО имеют на вооружении 4 ЗРК ближнего действия «Оса», свыше 200 ПЗРК, в том числе 50 новейших китайских FN-6, более 320 зенитный орудий и установок калибра от 23 до 100 мм.

Сухопутные войска Судана обладают большим опытом ведения боевых действий против иррегулярных формирований в саванне, лесистой, горно-лесистой и полупустынной местности. Их слабой стороной является разнотипность боевой техники, значительная часть которой устарела, изношена и требует замены. Недостаточно подготовлен личный состав, имеются значительные трудности в деле технического обслуживания и ремонта вооружения и техники.

Военно-воздушные силы насчитывают 3 тыс. человек. Руководит ими штаб, расположенный в Хартуме. ВВС предназначены для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск и ВМС, ведения воздушной разведки, перевозок военных грузов и личного состава. Их основной организационной единицей является эскадрилья. Самолеты и вертолеты ВВС базируются на следующих основных аэродромах: Хартум, Порт-Судан, Донголо, Мерове, Атбара, Эль-Обейд, Эль-Фашод, Эль-Фашер.

В наличии числится порядка 94 боевых самолета, в том числе фронтовых бомбардировщиков Су-24 -12, истребителей-бомбардировщиков – 37 (Миг-23БН – 17, Q-5 – 20), штурмовиков Су-25 – 12 (из них 2 учебно-боевых), истребителей – 33 (МиГ-29 – 11 (из них 3 учебно-боевых), J-7 (копия МиГ-21) – 20). Имеется также 2 самолета оптической разведки Ан-30 и 32 учебно-тренировочных самолета. Военно-транспортная авиация насчитывает до 33 самолетов, из которых 5 Ан-26 могут использоваться в качестве бомбардировщиков. В вертолетной авиация имеется примерно 185 машин, в том числе 84 боевых типа Ми-24 и свыше 90 многоцелевых и транспортных вертолетов, основными из которых являются Ми-8 и Ми-17 (43 ед.).

Самолетный и вертолетный парк разнотипен и в большинстве своем представлен устаревшими образцами авиатехники, многие из которых физически изношены, что значительно ограничивает возможности боевого применения ВВС. Суданская военная авиация испытывает дефицит грамотных летных и инженерно-технических кадров. В вопросах ремонта авиатехники ВВС находятся в полной зависимости от иностранной помощи.

Наземная ПВО включает 6-8 дивизионов устаревшего ЗРК С-75, которые вряд ли боеспособны. В Судане фактически отсутствует современная система оповещения о воздушном нападении, нет и единой системы контроля за воздушным пространством страны.

Военно-морские силы (1,3 тыс. человек) предназначены для охраны территориальных вод, ведения борьбы с контрабандой, перевозки военных грузов и личного состава. Штаб ВМС расположен в Порт-Судане. Военно-морские базы: Порт-Судан, Фламинго-Бей и Хартум. Корабельный состав представлен четырьмя сторожевыми катерами, небольшим количеством патрульных катеров и пятью десантными катерами.

Суданские вооруженные силы оснащены оружием и военной техникой преимущественно иностранного производства: советского (российского), китайского, египетского, украинского, американского, английского, египетского и др. В последние годы крупные поставки вооружения, главным образом для сухопутных войск, производились Китаем. Закупки партий отдельных видов вооружения и военной техники осуществлялись в России, Белоруссии и Украине. Получают развитие военные связи с аравийскими монархиями. В то же время военное и военно-техническое сотрудничество со странами Запада фактически свернуто, что обусловлено их негативным отношением к правящему в Судане военно-исламистском режиму и введением Совбезом ООН в 2005 г. эмбарго на военные поставки Хартуму.

В последние годы в Судане развивается собственная военная промышленность. Налажена сборка отдельных типов артиллерийского вооружения, ПТРК и легкой бронетехники, стрелкового оружия. Укрепляется ремонтная база. Однако производственные мощности недостаточны. На перспективах развития отрасли негативно сказывается общий слабый уровень развития суданской экономики, отсутствие в стране развитой современной научно-технической базы и подготовленных кадров различного профиля.

В итоге значительная часть вооружения остается морально устаревшей и физически изношенной, часто выходит из строя, что при всё ещё слабой ремонтной базе затрудняет его обслуживание и боевое применение. Положение усугубляется сложными природно-климатическими условиями страны, которые негативно влияют на повседневную эксплуатацию и хранение техники.

На сегодняшний день суданские вооруженные силы испытывают острый недостаток в современных типах тяжелого вооружения, особенно танках, другой бронетехнике, средствах ПВО, самолетах и вертолетах различных типов, современных технических средств разведки, а также в подготовленных кадрах различного профиля. На организационную структуру вооруженных сил, их численность, мобилизационные ресурсы, техническое оснащение негативное влияние оказывают возрастной и этнический состав населения, низкий уровень его образованности. Войска плохо экипированы и недостаточно обучены, в том числе офицерский корпус. «Существуют серьезные вопросы в отношении того, как армия смогла адаптировать и овладеть закупленной военной техникой».

Плачевное состояние суданской армии хорошо иллюстрирует ее участие в боевых действиях в мятежном регионе Дарфур, и пограничных с Южным Суданом районах, где правительственные войска «фактически ничего не могут противопоставить повстанцам и южносуданским военным, которые воюют на стороне партизан». Не продемонстрировала суданская армия высоких боевых качеств и Йемене, где она (3 тыс. человек, 4 самолета Су-24) с 2015г. участвует в составе арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией в боях против шиитских повстанцев-хоуситов.

На всем протяжении истории независимого Судана армия играла исключительно важную роль в политической жизни страны. В Судане было совершено пять военных переворотов (1958, 1964, 1969, 1985 и 1989 гг.) и значительное число попыток переворотов и заговоров. Учитывая это обстоятельство, правящий режим во главе с президентом О. аль-Баширом проводит целенаправленный курс на сохранение лояльности со стороны высшего и среднего звена офицерского корпуса. В настоящее время, несмотря на принятие конституции в 2005 г., другие важные изменения в политической жизни, военные продолжают во многом контролировать важнейшие структуры госаппарата и определять многие направления внутренней и внешней политики Судана.

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

38 Re: Судан и вокруг него в Вт Май 30, 2017 1:22 pm

Admin


Admin
О некоторых особенностях египетско-суданских отношений

Для Египта традиционно большое значение имеют его отношения с южным арабским соседом Суданом, имеющие давнюю и сложную историю, в которой периоды подъемов чередовались со спадами, обострениями, а порой и враждебностью. Все египетские правители, вне зависимости от их политических взглядов, стремились, как минимум, всемерно укрепить позиции Каира в Судане, а по возможности добиться максимальной интеграции двух стран, не исключая их объединения в одно государство. Суданцы же с настороженностью относились к этим замыслам «северного старшего брата» и всячески отстаивали свои интересы и самостоятельность. При всем этом как в Каире, так и в Хартуме всегда отчетливо понимали и видели тесную взаимозависимость двух стран, наличие у них большого числа общих, хотя зачастую и трудноразрешимых проблем, и интересов.

По оценкам египетских экспертов, Судан относится к числу наиболее важных зон стратегических, внешнеполитических и экономических интересов АРЕ. В Каире вполне обоснованно полагают, что положение дел в Судане оказывает непосредственное влияние на состояние национальной безопасности Египта.

К числу важнейших вопросов в египетско-суданских отношениях следует отнести распределение вод Нила. В Каире считают, что страна, контролирующая течение Нила в Судане, неизбежно будет доминировать над Египтом. На сегодняшний день основную долю нильской воды потребляют АРЕ и Судан. Причем наиболее уязвимым в плане обеспечения пресной водой остается Египет, где 98% населения проживает в долине Нила и прилегающих к ней районах, а на реку приходится 85% потребляемой пресной воды. Ситуация осложняется тем, что потребность АРЕ в пресной воде постоянно увеличивается в связи с ростом населения и развитием египетской экономики.

В 1959 г. Египет и Судан подписали договор по Нилу, который юридически закрепил квоты двух стран на воды этой реки. Пока что стороны придерживаются линии на согласование планов строительства крупных гидросооружений на основе существующих квот. В Хартуме понимают исключительную важность и болезненную чувствительность египтян к нильской теме, особенно когда речь заходит об изменении сложившегося статус-кво. Тем не менее, в Судане раздаются голоса о том, что пришло время заключить новое соглашение по Нилу. Суданская политическая и деловая элита видит в реализации проектов гидросооружений на территории страны немалую экономическую выгоду, учитывая, что это увеличит количество земель пригодных для сельского хозяйства, а также обеспечит Судан дешевой электроэнергией.

Египет стремится обезопасить себя от неожиданных шагов со стороны официального Хартума по поводу пересмотра квот стока реки Нил и продолжает внимательно следить за водной ситуацией в Судане. Учитывая ее стратегическую важность для АРЕ, не вызывает сомнения то, что египтяне добровольно никогда не согласятся пересмотреть свою долю в чью-либо пользу. Напротив, любя попытка, и это понимают в Хартуме, нарушить в одностороннем порядке действующее соглашение будет незамедлительно пресечена Каиром, причем самым решительным образом.

В последние годы водную проблему очень серьезно осложняет проблема строительства Эфиопией плотины «Возрождение» на реке Голубой Нил, против чего решительно выступают в Каире, где опасаются уменьшения сброса нильских вод, что критично для Египта. «Хартум же играет на этой проблеме, то, соглашаясь на условия Аддис-Абебы, то, подтверждая поддержку старого, еще «британского» договора о разделе вод Нила, который давал явные преимущества Египту». В Хартуме также заявляют, что опасения Египта относительно возможного ущерба от строительства эфиопской плотины беспочвенны, так как комиссия зарубежных экспертов подтвердила, что ее строительство «не нанесет вреда ни Египту, ни Судану». В целом Египет, Эфиопия и Судан пока не пришли к согласию по вопросам, связанным сооружением эфиопской плотины. В первую очередь, это относится к ключевой проблеме количественных параметров раздела вод Голубого Нила.

Египетско-суданские отношения нельзя сводить только к проблемам Нила. Здесь имеется и много других, не менее сложных и нерешенных по сей день вопросов. Так, все еще далек от урегулирования спор о принадлежности «треугольника» Халаиб – пограничной территории на восточном участке египетско-суданской границы (площадь около 18 тыс. кв. км, население свыше 20 тыс. человек). В 2000 г. Судан вывел свои силы из Халаиба, де-факто предоставив Египту возможность единолично контролировать эту территорию. Сегодня здесь «всецело действует египетская власть: и военная и гражданская. Все жители спорной территории имеют египетские документы, пользуются всей полнотой гражданских прав». Тем не менее, в Хартуме, в том числе на высоком уровне, периодически продолжают звучать высказывания о том, что «треугольник» является неотъемлемой частью территории Судана. Не прекращается обсуждение халаибской проблемы двумя странами и на официальном уровне. Следует отметить особое значение эмоциональной составляющей конфликта: «отказаться от претензий на Халаиб для каждой из сторон означает перенести национальное унижение», особенно сейчас, когда как у Египта, так и у Судана «чувство национальной гордости обостренно до предела». Как полагают эксперты, «в лучшем варианте стороны найдут некий компромисс и «заморозят» ситуацию еще на неопределенный срок».

Египетско-суданские отношения не претерпели существенных изменений после смены власти в Каире в 2013 г., когда был смещен со своего поста президент-исламист М. Мурси. Суданское руководство в целом спокойно отнеслось к политическим переменам в АРЕ.

Между Суданом и Египтом имеются и серьезные идеологические разногласия. Так, режим в Хартуме ассоциирует себя с «Братьями-мусульманами» — главным врагом нынешней власти в Каире. АРЕ и Судан зачастую обмениваются обвинениями в укрывательстве своих политических оппонентов. Каир критикует суданские власти за предоставление убежища ряду активистов запрещенной в Египте ассоциации «Братья-мусульмане», настаивает на прекращении контрабанды оружия и боеприпасов через территорию Судана террористам на Синайский полуостров и радикальным исламистам в Ливию.

Отметим, что на протяжении длительного времени двусторонние связи по военной и военно-технической линии практически не поддерживаются, хотя в 1970-х – 1980-х гг. Египет оказывал Судану значительную помощь поставками вооружения, а также в деле подготовки национальных военных кадров.

В то же время в последние годы Хартум и Каир подписали ряд двусторонних соглашений, благоприятствующих развитию инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества, особенно в области сельского хозяйства.

Руководство АРЕ отдает отчет в том, что сохранение в течение длительного времени внутриполитической нестабильности и напряженности в Судане может негативным образом сказаться на обстановке в самом Египте (беженцы, действия террористов и т. д.). Исходя из этого, Каир деятельно участвует в урегулировании внутрисуданских конфликтов, Так, египтяне содействовали в разрешении многолетнего конфликта в западносуданском регионе Дарфур. АРЕ направила в Дарфур свои воинские и полицейские подразделения, которые действуют в составе миротворческого контингента ООН/Африканского союза.

В мае с. г. в связи с очередным обострением ситуации в Дарфуре президент Судана О. аль-Башир обвинил египетские власти в поддержке мятежников в этом регионе. В ответ президент Египта А. Ф. ас-Сиси 24 мая заявил, что его страна «не устраивает заговор против Судана», а в МИД АРЕ отметили: «Египет сожалеет в связи с появлением подобных обвинений. Египетская дипломатия на протяжении пятнадцати лет отстаивала интересы Судана, защищая его от иностранного вмешательства и попытки наложения санкций на его чиновников, а также участвовала в мирных переговорах между дарфурскими мятежниками и суданским правительством». И действительно, Каир постоянно выступал против введения различного рода международных санкций в отношении Судана, считая, что они не помогут урегулированию конфликтных ситуаций в соседней стране.

Таким образом, на сегодняшний день египетско-суданские отношения переживают не лучшие времена. Как видится, их будущее в значительной степени зависит от развития внутриполитической ситуации в обоих государствах, которая в настоящее является неустойчивой как в Египте, так и в Судане. Также отметим, что сохранение неурегулированных территориально-пограничных проблем периодически будет обострять отношения между Каиром и Хартумом. В более отдаленной перспективе возможно возникновение конфликта и по вопросу о квотах на воды Нила, что может привести к серьезной и масштабной конфронтации между двумя странами.

Посмотреть профиль http://lukdomen.mysite.com/blank.html

Спонсируемый контент


Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 2 из 2]

На страницу : Предыдущий  1, 2

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения